Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:44, 08.10.2016

Искусство жить в Новосибирске: тайная связь Михаила Глинки с сибирским городом

«Новосибирские новости» начинают публиковать текстовый вариант радиопрограммы «Искусство жить в Новосибирске». Её автором и ведущим стал художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский. Первый выпуск посвящен юбилею консерватории и тайной связи композитора Михаила Глинки с нашим городом. Программа вышла в эфир радио «Городская волна» 7 октября.

«Новосибирские новости» начинают публиковать текстовый вариант радиопрограммы «Искусство жить в Новосибирске». Её автором и ведущим стал художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский. Первый выпуск посвящен юбилею консерватории и тайной связи композитора Михаила Глинки с нашим городом. Программа вышла в эфир радио «Городская волна» 7 октября.Добрый день! Несколько лет тому назад мне в руки попалась толстая, солидная книга под названием «Искусство жить в Лондоне». Там очень подробно рассказывалось о жизни английской столицы. На протяжении тысячи с лишним лет. Я тогда подумал: вот было бы здорово написать такую же о Новосибирске! Так и родилась идея создания книги под названием «Искусство жить в Новосибирске».И вот сегодня, в первой передаче, которая носит такое же название, мы будем говорить не только о музыке, которая мне близка, мы будем говорить о городе. Городе, в котором мы живем и который, без преувеличения, отличается от всех городов нашей страны краткой, интенсивной биографией. Отличается своими масштабами, местоположением на карте, набором интеллектуальных и художественных ценностей. Одним словом, это особый, необычный город.

И это надо если не любить, то осознавать и ценить. Это требует, если хотите, умения находиться в нём. Вот отсюда и название, о котором уже говорил, — «Искусство жить в Новосибирске».

Я не оставляю надежду написать книгу об этом книгу. И даже сделал опросник, который предлагаю нашим слушателям, пользователям интернета, многочисленным знакомым, ученикам и коллегам.

Вот эти вопросы:

— Где и когда Новосибирск вошёл в вашу биографию?— Ваши новосибирские корни?— Какую часть города вы лучше всего знаете? — Самые красивые (удобные, комфортные), с вашей точки зрения, места Новосибирска? — Самые (извините) некрасивые, неудобные места в Новосибирске? — Ваши самые яркие впечатления в Новосибирске? — Какие люди Новосибирска сыграли важную роль в вашей судьбе?— Что бы вы сделали в городе, если бы у вас были деньги и власть?

А сейчас мы слушаем первый музыкальный фрагмент — увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила».

https://vk.com/feed?z=photo-27062062_434783830/album-27062062_00/rev

В нашей программе будет несколько тематических блоков или рубрик, посвященных важным событиям в культурной жизни города, учреждениям культуры и искусства, выдающимся новосибирцам. Но главным содержательным моментом программы будет музыка.

Мы начали нашу сегодняшнюю программу с музыки Михаила Ивановича Глинки, с увертюры к его опере «Руслан и Людмила». Имя Глинки связано с Новосибирском, несмотря на то, что этот человек, живший в первой половине 19 века, никакого отношения к нашему городу, естественно, не имел.

Во-первых, не было просто Ново-Николаевска тогда. А во-вторых, он был ориентирован, как многие люди культурной дворянской среды, на запад: на итальянскую оперу, на немецкую симфонию. И на создание чего-то своего — удивительного, необычного, но национального, русского. Поэтому не случайно, что он считается «отцом» русской национальной оперы.

В Новосибирске есть две «точки», которые носят его имя. Первая из них — Новосибирская государственная консерватория (академия) имени Глинки. Она в этом году отмечает 60-летие. Это очень важная дата.

Здание Новосибирской консерватории. Фото Марии Козловой

Было такое время, и многие новосибирцы, наверное, помнят его, когда консерватории не существовало. А было трёхэтажное, прочное здание на улице Советской рядом с Главпочтамтом. Здание, насколько я помню, строил один из самых значимых зодчих Новосибирска — архитектор Крячков. У этого здания были разные хозяева вплоть до 1956 года, когда оно было отдано молодому новосибирскому музыкальному вузу. И тогда это было единственное высшее музыкальное учебное заведение за Уралом.

Там были замечательные люди, которые его создавали: первым директором (слово «ректор» тогда еще не знали) был Григорий Осипович Казарновский — легендарная личность в истории культуры Новосибирска! Он был одним из создателей и первым руководителем студии телевидения. Он был человеком, который работал с нашим ТЮЗом ещё в довоенное время. Он занимал важные административные должности в системе управления культуры города. Он был художественным руководителем Новосибирской филармонии. И директором консерватории. Первооткрывателем.

После него директором стал Николай Федорович Орлов, великолепный музыкант, музыковед. Его сменил Арсений Николаевич Котляревский, музыковед, органист. Затем Леонид Николаевич Шевчук, скрипач. Это всё были люди ещё той, довоенной эпохи. С разными, подчас очень сложными судьбами. Их забрасывало в Сибирь не собственное желание, а извилистая биография интеллигенции того времени, 1930-40-х годов. Так или иначе, но новосибирская консерватория стала тем, чем она стала — крупнейшим музыкальным вузом за Уралом.

Рядом с консерваторией находится памятник — на каменном кресле фигура человека. Это Михаил Иванович Глинка. Когда-то эта фигура стояла в вестибюле консерватории. Использовалась она утилитарно: студенты бросали на колени великому композитору свои портфели, папки, ноты. А потом было решено вынести скульптуру на свежий воздух. И она стала памятником, настоящим.

Фото Марии Козловой

Много лет тому назад мы проводили исследование: останавливали людей, которые шли по улице Советской, и спрашивали: «Вы знаете кто это?» Ответы были удивительные! Но сейчас, я думаю, все знают, кто там сидит, в этом кресле.

У ног Глинки происходит церемония посвящения в студенты, награждения. И музыка Глинки — самая хорошая иллюстрация, чтобы эту тему сегодня развивать. Мы слушаем фрагмент оперы Глинки «Руслан и Людмила». Исполнители — легендарные музыканты нашей страны. Это запись 1995 года, сделанная в Мариинском театре. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев, тогда еще молодой дирижер. А партию Людмилы поёт сегодня легендарная Анна Нетребко, а тогда еще совсем неизвестная, юная певица. Это был один из её дебютов на международной сцене. Первый шаг к её международной популярности.

Есть в Новосибирске еще один символ, связанный с именем великого русского композитора. И это имеет прямое отношение к нашей постоянной рубрике «Музыкальные улицы города Новосибирска».

Названия улиц. Меня они всегда привлекали своей тайной, своей необычностью. Часть из них носят имена исторических, политических деятелей, часть связана с географическими понятиями. Скажем, улица Нарымская. Или улицы, связанные с направлениями, движением по Сибирскому тракту или чем-то подобным.Другая часть носит имена выдающихся деятелей литературы и искусства. Еще в Ново-Николаевске значительная часть улиц была названа в честь представителей великой русской литературы: улицы Гоголя, Крылова, Толстого, Лескова, Достоевского, Лермонтова.

Среди них есть улицы, которые имеют отношение к музыкальной жизни — они названы в честь великих композиторов прошлого. Почему они так были названы? Это для меня загадка. Может, кто-то из наших слушателей сможет эту загадку разгадать.

Первая улица, она имеет прямое отношения к теме нашей сегодняшней встречи, — улица Глинки. Честно скажу, ни разу на ней не был. Где же она расположена? В замечательном месте: она идет параллельно проспекту Дзержинского. Рядом Березовая роща. А недалеко улицы, освященные такими именами, как Гоголь, Шекспир. Да, и такая у нас есть! И небольшая по размерам улица Глинки представляет композиторское начало в названиях новосибирских улиц.

Улица Глинки. Фото Марии Козловой

А теперь снова к музыке. Александр Князев. Имя этого музыканта хорошо известно во всем мире. Он частный гость у нас в Новосибирске. Уникальность его дарования в том, что он великолепный виолончелист, лауреат многих международных конкурсов. Но кроме того что он отдан этому красивому, певучему инструменту, он еще и органист. И в этом качестве он тоже у нас выступал и будет ещё выступать как автор программы «Бессмертный Бах». На органе новосибирской филармонии он исполняет самые разные баховские сочинения.

Мы слушаем запись Александра Князева, сделанную в Лейпциге — городе, где жил и работал Бах, где он похоронен. Хорал «На реках Вавилонских...»

Коль скоро речь зашла о музыке Иоганна Себастьяна Баха, нужно вспомнить, что самые разные исполнители самых разных эпох вот уже на протяжении двух столетий играют его музыку, приспосабливают её для своих инструментов, для своих возможностей.

Одна из таких записей сделана знаменитым квартетом современного джаза MJQ, который был популярен в 1950-80-е годы, они несколько раз заканчивали свою деятельность, потом собирались и играли опять. В составе этого квартета выступали такие замечательные музыканты, как виброфонист Милт Джексон, пианист Джон Льюис, контрабасист Перси Хит и барабанщик Кенни Кларк.

Они были не просто популярны в мире. Они были очень популярны в среде профессиональных музыкантов. Вспоминаю, как в конце 1960-х годов в Новосибирск приезжал замечательный пианист Дмитрий Башкиров. И в его багаже была пластинка с записью MJQ, и мы с дикой завистью смотрели на него. Он давал послушать эту музыку, где было удивительное сочетание современного джаза с классическими тенденциями.

На одном из дисков, которые этот квартет записал вместе с гитаристом Лауриндо Альмейра, мы слушаем сочинение, которое называется «Фуга в ля миноре», где музыканты по-своему перекладывают, практически без изменений, сочинения великого немецкого классика.

Раз уж мы предаемся воспоминанием... Я вспомнил, что одна из работ новосибирского оперного театра в 1970-е годы была опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Это опера с комическим оттенком. В ней рассказывается легенда о знаменитом напитке, который позволит влюблённым Тристану и Изольде решить свои взаимоотношения. Здесь настоящего любовного напитка нет, а есть некая жидкость, которой торгует некий предприимчивый делец.

Опера эта в значительной мере освежала репертуар нашего театра. К сожалению, не сохранились записи того спектакля. И мы слушаем фрагмент из этой оперы в исполнении итальянского певца Феруччо Тельявини.

Владимир Калужский. Фото Марии Козловой

Подводя черту под темой воспоминаний, послушаем мелодию Ференца Листа, которая так и называется «Забытый вальс». Фортепианная миниатюра в исполнении пианиста из Санкт-Петербурга Владимира Мищука.

Раз уж мы вышли на тропу классической музыки, то невозможно отказаться от упоминания имени Людвига ван Бетховена. Одно из его ранних сочинений — трио для струнных инструментов. Сочинение, написанное еще в Бонне. Для нас очень интересен состав исполнителей: скрипка Анна-Софи Муттер, альт Бруно Джуранна и виолончель Мстислав Ростропович. Мы слушаем третью часть Трио ми-бемоль мажор.

Закончим нашу программу музыкой Глинки. Как же без неё! Ещё один фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Это финальный фор «Слава великим богам». А я с вами прощаюсь до нашей следующей встречи!

Радиопрограмму «Искусство жить в Новосибирске» можно слушать на «Городской волне» по пятницам в 22-00 или по воскресеньям в то же время.

Цикл открывается 7 октября и будет выходить в эфир до Нового года.

Аудиозаписи программ будут выложены в группе радио «Городская волна» «Вконтакте»

Добавить в Анти-Баннер

просмотров: 515

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.