Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:29, 19.09.2012

Как Вадим Сухарев пришел в девелопмент

Начав с продажи векселей, Вадим Сухарев и его друзья создали компанию "Сибирский берег", которая сделала их миллиардерами. Сейчас Вадим Сухарев начал новый масштабный проект. Теперь —  в девелопменте. О Вадиме Сухареве и его однкашниках по университету Александре Кычакове и Юрии Ан новосибирские предприниматели говорят как об уникальном альянсе. Примеры, когда однокурсники строят совместный долгосрочный бизнес, можно пересчитать по пальцам одной руки. "На волне дружеских чувств открывались многие бизнесы в 90хгг. Потом 95% из них смыло волной экономических и внутренних потрясений. Предприниматели четко усвоили: бизнес должен быть собственным, в крайнем случае — семейным, и зареклись открывать компании с друзьями",— вспоминает управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. Студенческие годы Вадима Сухарева, приехавшего с Сахалина, пришлись на 90е. "Тогда была такая инфляция, что пока шел перевод от мамы, деньги уже обесценивались",— вспоминает он. Среди студентов в то время было принято подрабатывать на самых разных работах— грузчиком, бухгалтером и т.д. Возможность начать полноценную карьеру в одной из компаний, которая занималась куплейпродажей векселей, была воспринята соседями по комнате в общежитии Вадимом Сухаревым и Юрием Ан с энтузиазмом. Получив брокерские навыки, однокурсники со своим третьим компаньоном решили самостоятельно заняться работой с ценными бумагами. "Мы решили не ждать крупной сделки, а проводить несколько мелких. Заключали очень много сделок, не гнушались работой за 0,5% от стоимости ценных бумаг, при том, что остальные компании работали не менее чем за 2%. Зато мы могли сделать 10 таких сделок в день", — вспоминает Вадим Сухарев. Сухарики помогли стать миллиардерами Брокерская деятельность приносила стабильный доход, и друзья стали искать проекты для вложения средств. Попробовали себя в розничной торговле— какоето время владели торговыми павильонами. Но хотелось чегото более масштабного и интересного. "Нам было все равно, чем заниматься, что мы только ни рассматривали!"— говорит Вадим Сухарев. На дворе был 1999г. Девальвация рубля привела к резкому сокращению импорта и оживлению промышленного производства. Однажды в отпуске в СанктПетербурге увидели в продаже сухарики "Кириешки". Идея понравилась— в России сухарики могли стать популярным сопутствующим товаром к пиву. Вскоре созданная друзьями компания "Сибирский берег" купила у питерского предприятия лицензию на производство сухариков, а затем и саму торговую марку. Директором компании стал Александр Ладан, с которым Вадим Сухарев вместе учился, начиная с физматшколы при НГУ. Арендовав небольшой цех, партнеры наладили выпуск сухариков. Поначалу мощность была невелика— в сутки цех выпускал всего около 3 тыс. пакетиков в упаковках по 50100г. Но потребителям и торговым сетям новая продукция понравилась, сбыт рос быстро, конкурентов у "Кириешек" практически не было. В итоге за три года "Сибирский берег" занял, по разным оценкам, от 20 до 40% российского рынка соленых сухариков и, расширив продуктовую линейку, до 17% рынка пакетированных снэков, заняв второе место после компании Frito Lay, входящей в холдинг Pepsico. Оборот компании, согласно опубликованной отчетности, достигал $200 млн в год. Конечно, для достижения такого оборота география деятельности компании не ограничивалась Западной Сибирью. В 2002г. "Сибирский берег" вышел в центральную часть России. Партнеры присматривались к покупке хлебозаводов, чтобы расширить производство. Подходящего объекта не нашлось, поэтому "Сибирский берег" решил построить собственный завод в Павловском Посаде. Строительство шло год, завод получился самым крупным в Европе. В результате российские производственные мощности "Сибирского берега" увеличились до 2,4 млн пакетиков в сутки. "Сибирский берег" поставлял продукцию не только в страны СНГ, но и в Европу. Оценив емкость европейского рынка, партнеры решили построить там завод по производству сухариков. Изначально завод планировали разместить в Германии, в стране любителей пива бренд BEERka пришелся кстати. Но этот проект разбился о дефицит производственных мощностей. Идею строительства завода в Австралии "Сибирскому берегу" подал один из знакомых, живущих в этой стране. Партнеры оценили потенциал рынка снэков и решили строить производство в одной из промзон Мельбурна. Вадим Сухарев вспоминает, что желания разбежаться и вести бизнес порознь у друзей не возникало. То, что они втроем сработались, удивляло и самих партнеров— за разъяснениями они решили даже обратиться к психологам. Из отношений "бизнес с друзьями" они решили сделать осознанное партнерство. Александр Ладан в этой компании держался особняком, он был лицом "Сибирского берега". В 2009г. партнеры решили продать компанию томской "КДВ Групп". К тому времени закончился бурный рост рынка. "Мы не могли найти чтото прорывное и поняли, что если конкурировать с Pepsico, то нужно консолидироваться— вопрос шел о том, что или мы купим конкурентов, или они— нас. Мы прорабатывали оба варианта, но в итоге посчитали более выгодным продать компанию",— вспоминает Вадим Сухарев. Он очень рационально отнесся к продаже компании: "Продавать было не жалко. Я понимаю, что эмоции— это лишнее в таком вопросе". Сумма сделки не раскрывалась. Аналитики "Цэрих кэпитал менеджмент" оценивали ее в $130 млн без учета стоимости долга "Сибирского берега". С берега в "Оазис" После сделки Александр Ладан вошел в совет директоров завода "Экран", а Вадим Сухарев решил уйти в девелопмент. "Мне не хотелось дежавю, снова строить федеральную компанию в области FMCG с филиальной сетью. А дальше критерии были такие: вопервых, проект должен быть достаточно крупный— "Сибирский берег" научил мыслить глобально. Вовторых, я должен понимать потребителей и знать, как с ними работать. Третье, при глубоком изучении— это новизна. Чем проект будет отличаться от конкурентов?"— говорит Вадим Сухарев. В выгодности девелоперских проектов он убедился на примере строительства завода в Подмосковье и торгового центра в Красноярске. Заинтересовать предпринимателя удалось Владимиру Мартыненкову, президенту ГК "Метаприбор". До этого он выиграл конкурс на застройку участка в Октябрьском районе, недалеко от "Ауры", и искал партнеров. В итоге совместно с ним и еще двумя инвесторами, имен которых не раскрывает, Вадим Сухарев создал компанию "АКДМета". Участники рынка предполагают, что его партнерами снова стали Юрий Ан и Александр Кычаков. Они сами и Вадим Сухарев этого не подтверждают, но и не опровергают. Благодаря объединению строительных и финансовых мощностей, "АКДМета" начала осваивать комплексную застройку— практически в центре города, на ул. Лескова будет возведено 11 домов жилого комплекса "Оазис". По словам Вадима Сухарева, сейчас в стройку вложено более 600 млн руб. Возведение первого 25этажного дома началось летом 2011г. Его планируют сдать уже к концу 2012г., одновременно с этим ведется строительство и 17этажного дома. Квартиры в эти домах продаются по цене 4450 тыс. закв.м. Независимо от стройки в центре Новосибирска, другая компания Вадима Сухарева, "АКД", в 2011г. получила площадку 24 га на ВАСХНИЛе. Весь 2011г. компания проектировала комплексную малоэтажную застройку жилого комплекса "Бавария". Общая площадь жилья составит около 80 тыс.кв.м. В июле начато строительство первой очереди поселка класса "средний +" для тех, кто предпочитает загородный образ жизни. Стоимость квартир еще не объявлена, но Вадим Сухарев прогнозирует ее на уровне примерно 45 тыс. руб. за кв. м на старте продаж. В "Баварии", также как и в "Оазисе", будет своя инфраструктура — магазины, кафе, детский сад",— рассказывает он. Продажи квартир начнутся в октябре 2012г. Первую очередь, состоящую из семи 4этажных домов, планируют ввести в первом полугодии 2013г. За десять лет "Сибирскому берегу" удалось вырасти до мировой компании. На вопрос о том, какие амбиции у партнеров в девелоперском проекте, Вадим Сухарев улыбается: "Мы хотим внести новые стандарты в жилищное строительство в Новосибирске — использовать лучшие практики, причем не только российские". Девелоперы подготовились к кризису Компания "АКД" подошла к строительству микрорайонов основательно: заказала проекты у разработчика гоночных трасс Tilke Engineering. "Мы целый год занимались проектированием, но когда начали строить, поняли, какой огромный пласт работ еще предстоит освоить. Например, в градостроительном кодексе понятия "микрорайон" как комплексной застройки не существует, поэтому согласовать комплексную застройку можно, только согласовав все объекты на уровне проекта",— рассказывает Вадим Сухарев. "АКД" не смогла найти в Новосибирске и управляющую компанию с опытом работы в комплексных микрорайонах. Пришлось изучать опыт компаний в Москве и СанктПетербурге и учиться управлять самостоятельно. "Мы приняли решение, что управляющая компания в "Оазисе" и "Баварии" будет новой фирмой, тесно связанной с "АКД",— отмечает Вадим Сухарев. Работа у будущей компании появится уже через пару месяцев, когда будет сдан первый дом в "Оазисе". Сергей Дьячков сильно сомневается в успехе таких девелоперских проектов. "Отсчет времени до острой фазы строительного кризиса идет буквально на недели. У застройщиков массового жилья цены уже снижаются, и глубина падения рынка может оказаться сравнимой с глубиной в 2009г. Прошлая острая фаза сильно ударила по "Метаприбору", высока вероятность, что эта сделка "обезжирит" компанию "АКД",— говорит он. В качестве возможного варианта развития событий "АКД" рассматривает начало нового кризиса, во время которого упадет спрос на недвижимость. "Мы предусмотрели такое развитие событий и готовы к нему. Снижать цены мы не будем— просто снизим объемы продаж и строительства. Тогда срок реализации проектов сдвинется на пару лет, но в нашей работе ничего не поменяется",— рассчитывает Вадим Сухарев. Сергей Дьячков недоумевает: "Сибирский берег" создал новый рынок в России, инновационный продукт с высокой маржой. Но заработанные деньги зачемто вкладывают в традиционный бизнес, склонный к постоянным колебаниям. Нужно было не останавливаться на девелопменте, а искать другой инновационный продукт и открывать новые рынки. Все будет неплохо, если только у "АКД" достаточно личных средств, чтобы перетерпеть пару лет". Юлия Пастухова
Источник: Деловой квартал
просмотров: 2653

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.