Русская живопись XVIII-XIX веков — один из наиболее значимых разделов коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Произведения этого периода экспонируются в двух залах музея.
Русская живопись XVIII-XIX веков — один из наиболее значимых разделов коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Произведения этого периода экспонируются в двух залах музея. Портретный жанр XVIII столетия представлен, наряду с работами неизвестных авторов, аллегорической картиной Д.Г. Левицкого Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия — авторским повторением знаменитого полотна, представленного в экспозиции Русского музея. Аллегорический замысел картины принадлежал князю Н.А. Львову, известному деятелю эпохи Просвещения.
Произведение другого выдающегося художника второй половины XVIII века В.Л. Боровиковского — портрет князя А.Б. Куракина является погрудным вариантом известного парадного портрета, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее. Примером становления исторического жанра в рамках Академии художеств служит картина P.Я. Родчева Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву, исполненная по академической программе и отмеченная золотой медалью первого достоинства.
Среди произведений живописцев первой половины XIX века выделяются работы Итальянка, Апостол Павел — образ, написанный для лютеранской церкви Святого Петра в Петербурге, — портрет князя А.С.Долгорукова В.А. Тропинина и поздний Мужской портрет. Салонную линию портретного искусства середины XIX столетия демонстрируют полотна С.К. Зарянко и И.К. Макарова. Итальянские мотивы, свойственные пейзажному жанру этого времени, отражены в картинах М.Н. Воробьева, Л.Ф. Лагорио.