Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:34, 19.10.2016

Духовник Рахманиновых

Штрихи к биографии отца Александра (Устьинского) В последние годы неизменно высокую оценку критиков и ценителей истинной литературы получают «Дневники» Михаила Пришвина. Кто вдумчиво читает их, конечно, заметил, что несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них — Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают, наверное, все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича. Знают о нем и в Новгороде, но в основном только как человека, написавшего духовное завещание бабушки Рахманинова.

Штрихи к биографии отца Александра (Устьинского)

В последние годы неизменно высокую оценку критиков и ценителей истинной литературы получают «Дневники» Михаила Пришвина. Кто вдумчиво читает их, конечно, заметил, что несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них — Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают, наверное, все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича. Знают о нем и в Новгороде, но в основном только как человека, написавшего духовное завещание бабушки Рахманинова.

С тех пор были обнаружены новые факты, касающиеся, в частности, не только деятельности Устьинского в Новгороде, но и его местожительства, судьбы его родственников и пр. В данной публикации мы касаемся некоторых моментов жизни этого замечательного человека.

Корни и крона

Новгородский протоиерей, кандидат богословия, религиозный мыслитель и публицист Александр Петрович Устьинский (1854—1922) родился в Усть-Каширском погосте Заборовской волости Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье дьячка церкви во имя Николая Чудотворца. Его отец по окончании Новгородского духовного училища (1816) был определен к этой церкви епископом Старорусским Амвросием.

В 2012 году мы побывали на родине Устьинского (ныне это территория Маловишерского района) благодаря помощи добрых людей. Обращаем на это внимание, потому что попасть туда, всего-то 80—90 км от Новгорода, чрезвычайно трудно. Мы меняли машины на все более «проходимистые», переплывали Мсту, переходили вброд речку Каширку, бродили по заброшенному кладбищу, осмотрели развалины последнего деревянного храма... К сожалению, никто в этих разоренных местах уже не помнит о династии земляков-церковнослужителей, получивших здесь и фамилию.

Александр Устьинский окончил духовное училище в Тихвине, а в 1878 году — Новгородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании последней (1882) преподавал сначала в Петрозаводском духовном училище (1882—1883), а потом — в Деревяницком женском епархиальном училище (1883—1888) под Новгородом. Учил девушек уму-разуму, пока не нашел среди выпускниц или преподавательниц (как правило, поповских дочерей) достойную супругу — Варвару Александровну Сперанскую.

Интересно, что в это же время недалеко от Деревяниц на Борисовской (ныне — Сметанинской) мызе каждое лето (1883—85) жили Софья Александровна Бутакова и ее внук Сережа Рахманинов. Внучок отдыхал здесь после питерской учебы и семейных неладов. Играл на рояле, импровизировал. И даже возил на повозке бабушку в монастырь на службу...

Друг Розанова

В 1888 году Устьинский уехал из Новгорода, так как епископом Старорусским Владимиром (Богоявленским) был рукоположен в священники и определен настоятелем Воскресенского собора в Старую Руссу. Здесь он (уже в сане протоиерея, самого молодого в епархии!) стал благочинным 15 церквей Старорусского округа.

По долгу службы в училищном совете он познакомился с предводителем местного дворянства князем Васильчиковым, с другом Достоевского отцом Иоанном Румянцевым, очень вероятно — и с Анной Григорьевной Достоевской, почетной попечительницей церковно-приходской школы. Прекрасно образованный, он следил за духовной и философской литературой, размышлял над многими проблемами бытия, церковной практики, христианского мировосприятия. Здесь с переписки началась многолетняя дружба Александра Устьинского с Василием Розановым.
Розанов публиковал в разных изданиях письма своего старорусского друга, касающиеся проблем пола, брака, семьи и сопутствующих вопросов. Они, эти письма, как бы обеспечивали богословскую поддержку и теоретическую базу статьям и книгам петербургского мыслителя и одновременно удерживали последнего от крайностей.

Надо сказать, что первые публикации Устьинского оставили след даже в памяти у Андрея Белого, пусть и с принижающим оттенком, типичным для этого автора: «Когда Розанов пишет о поле, он сверкает... Хватаясь за любую неинтересную тему, незаметно свертывает в излюбленную сторону. Тогда он бережно прибирает свою тему: тут вставит совершенно бесцветное письмо какого-то священника, наставит восклицательных знаков, снабдит сверкающим примечанием и вдруг от совершенно обыденных слов потянутся всюду указательные пальцы в одну точку...». Это из «Отцов и детей русского символизма».

«Какой-то священник» — это наш Устьинский, а бесцветными его письма никак на самом деле назвать нельзя. Вот, например, отрывок из письма-статьи о раздвоенности семейной жизни и иронически-скептическом отношении русских людей к самой идее «спасения в семье»: «...Откуда же такое настроение в русском обществе? Оно создалось веками вследствие преобладания в обращении аскетической литературы, в которой всегда и постоянно господствовал идеал девственности, монашества и отшельничества и в которой ни разу, в качестве идеала христианского совершенства, не была выставлена христианская семья. Всюду развевался монашеский флаг и нигде и никогда — флаг христианской семьи...».

Жил в Старой Руссе настоятель Воскресенского собора, скорее всего, на Покровской улице (ныне — Возрождения) в доме, принадлежавшем собору. Ныне на этом месте — дома №№ 4 и 6. Кроме службы, преподавания, заседаний в местных комиссиях, воспитания детей (три сына и дочь), чтения литературы и прессы, немало времени отнимала у отца протоиерея переписка, и не только с Розановым. Он переписывался и общался и с вдовой оригинального философа Александра Бухарева, и с другими нетривиальными личностями. В частности, по просьбе Розанова к Устьинскому в Руссу ездила писательница Ольга Фрибес.

Духовная дочь

Прослужив в Старой Руссе 12 лет, Александр Петрович в 1900 году вернулся в Новгород. Высокообразованного священника преосвященный Гурий, архиепископ Новгородский, держал при себе фактически чиновником в консистории. Числился же отец Александр в храме Дмитрия Солунского, что на Торговой стороне.

Но служба в епархиальной конторе крайне не удовлетворяла батюшку. Ему был обещан владыкой второй собор Новгорода — Знаменский, а там много лет служил уважаемый и известный в городе отец Павел (Тихомиров), столь уважаемый и столь древний, что его не рискнули «подвинуть». В 1902 году отец Александр был назначен протоиереем собора Рождества Богородицы Десятинного женского монастыря. Священником там совсем недавно, до своей смерти (1902), служил его брат Андрей, в прошлом — выпускник Новгородской духовной семинарии.

Получив назначение, отец Александр становится, по-видимому, «по наследству» от брата, духовным отцом Софьи Александровны Бутаковой (Литвиновой), а потом и ее дочери Любови Петровны Рахманиновой — соответственно бабушки и матери композитора.

Регулярно бабушка ходит в монастырь на церковные службы. Вот как описывает ее внучатый племянник Николай Стрельников те праздничные выходы: «Посещение церковных служб, особенно по большим праздникам, было целым ритуалом, от которого здесь не отступали ни днём, ни вечером, ни поздней ночью, ни ранним утром. Все домочадцы и гости, постоянно бывавшие у Софьи Александровны, облачались в чистую, накрахмаленно-наглаженную выходную одежду и незадолго до заранее установленного часа, определявшегося по колокольному звону, выходили из дома, чтобы, как само собою разумеющееся, ждать выхода «самой»...

Бабушка и внук

Для характеристики Бутаковой, оказавшей существенное влияние на Сергея Рахманинова и, видимо, не только на него, приведем несколько отрывков из воспоминаний того же Стрельникова (1888—1939), троюродного брата Рахманинова: «Софья Александровна была женщиной властного, сурового облика. Про неё говорили — крутого нрава... За суровым обликом, однако, скрывался очень внимательный, глубоко чувствующий, отзывчивый человек, который превыше всего в жизни ставил дисциплину, порядок, обязанности. Софья Александровна умела многое видеть, ничего не забывать, умела помочь другому не на словах, а на деле, умела быть настоящим организатором, воспитателем доброго, рационального. И люди ощущали это, ценили и любили её... И маленький Серёжа стал жизненным центром её глубоко любящего сердца. Софья Александровна сделала всё, чтобы воспитать его в полной свободе от каких бы то ни было воздействий В.А. Рахманинова (отца композитора. — Ред.), о чём последний, по-видимому, ничуть и не тужил».

Софья Александровна жила в собственном двухэтажном деревянном доме, расположенном на улице Десятинной, напротив Десятинного монастыря. Именно сюда в марте 1897 года после провала своей Первой симфонии приезжает к бабушке из Петербурга внук Сергей и именно сюда он едет в 1902 году перед свадьбой. Софья Александровна как может успокаивает внука в первый раз и награждает хорошим денежным подарком — во второй. А через два года, в 1904 году, отходит в лучший мир, 82 лет, прожив жизнь длинную и непростую.

Незадолго перед кончиной, в августе 1904 года, по просьбе Софьи Александровны отец Александр Устьинский записал ее духовное завещание, в котором говорится: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я, нижеподписавшаяся вдова генерал-майора София Александровна Бутакова, на случай моей смерти, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещаю все мое благоприобретенное имущество, находящееся в городе Новгороде по Десятинской (в копии так! — Авт.) ул. (или Варваринской) и состоящее из деревянного двухэтажного дома, земли и сада, пространством сколько окажется в действительности, а равно и все вещи, какие окажутся в доме, как-то: иконы, серебро, деньги и мебель и прочее, в полную собственность дочери моей, жене отставного Гвардии Штабс Ротмистра Любови Петровне Рахманиновой, урожденной Бутаковой. Аминь. 1904 года Августа 4 дня. Сие духовное завещание со слов завещательницы, вдовы генерал-майора Софии Александровны Бутаковой, находящейся в здравом уме и твердой памяти, писал ее духовный отец протоиерей Десятинного (так! — Авт.) женского монастыря Александр Устьинский. Ко сему духовному завещанию вдова генерал-майора София Александровна Бутакова руку приложила...».

Любовь Петровна Рахманинова после смерти матери вернулась в Новгород и жила в ее доме до 1912 года. Естественно, что все эти годы ее духовником, как раньше у матери, был Устьинский.

Отец Александр как один из самых выдающихся священников Новгородской епархии помимо своих пастырских исполнял немало других обязанностей. Он — член правления Новгородской духовной семинарии, цензор проповедей, произносимых священниками в Софийском соборе; участник архиерейских служений, в частной женской гимназии — преподаватель Закона Божьего.

Кроме того, Александр Петрович занимался писательской деятельностью. Его статьи публикуются в «Новгородских епархиальных ведомостях» и «Волховском листке». В 1911 году Василий Розанов записывает о своем новгородском друге: «Как я люблю его и непрерывно люблю, этого мудрейшего священника наших дней — со словом твердым, железным, с мыслью прямой и ясной. Хочу, чтобы после моей смерти его письма ко мне (которые храню до единого) были напечатаны. Тогда увидят, какой это был правоты и чести человек. Я благодарю Бога, что он послал мне дружбу с ним».

В начале июля 1911 года Новгород посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. В сопровождении губернатора и архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) она осмотрела древние памятники и святыни города, посетила и Десятинный женский монастырь. В монастыре отец Александр приветствовал высокую гостью речью.

А 22 июля 1911 года в Новгородской гимназии с речи того же архиепископа открылся 15-й Всероссийский археологический съезд, среди участников которого был и получавший всё большую известность писатель Пришвин, переселившийся в Новгород и проявлявший большой интерес к старине...

Михаил ДРОЗДОВ,
Наталья КРЫЛОВА-УСТЬИНСКАЯ
(Продолжение следует)

просмотров: 16

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.