Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

13:22, 22.07.2015

Бога нет!

Как разоряли храмы в Старой Руссе Рассекреченные документы Политбюро ЦК РКП(б) за 1922 год только сейчас открыли для нас подлинную цену операции по изъятию церковных ценностей в стране. Небольшая подборка таких документов впервые была опубликована в журнале «Новый мир» в № 8 за 1994 год под заголовком «Политбюро и Церковь».

Как разоряли храмы в Старой Руссе

Рассекреченные документы Политбюро ЦК РКП(б) за 1922 год только сейчас открыли для нас подлинную цену операции по изъятию церковных ценностей в стране. Небольшая подборка таких документов впервые была опубликована в журнале «Новый мир» в № 8 за 1994 год под заголовком «Политбюро и Церковь».

Автор публикации Н. Покровский в комментарии пишет: «Приступая к работе над «архивами Кремля», мы гадали, на что пошли церковные ценности. На успешную денежную реформу, проведённую министром финансов Г.Я. Сокольниковым? На индустриализацию? Источники дали ответ неожиданный. Партия сумела собрать в государственную казну лишь ничтожную часть предполагаемых церковных богатств, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем, куда делась основная часть. Была ли разграблена в гражданскую войну, ещё до 1922 года? Или, быть может, растащена в ходе самой акции по изъятию?».

По приблизительным подсчётам авторов, изучивших документы архива Политбюро, ценностей было изъято на сумму 4 650 810 рублей 67 коп. — по курсу 1922 года в золотых рублях. Ее сопоставили со сметой расходов технических комиссий по изъятию церковных ценностей в стране — на транспорт, охрану, грузчиков, упаковочные материалы. Смета на один только месяц (!) — 2 000 006 рублей. Затем сокращена до 1 559 592 рублей...

А как всё происходило? Трагично! Правда, кровь пролилась один раз, и случилось это в Старой Руссе в самом начале изъятия ценностей.
...Вечером 15 марта, после окончания службы, в ограде Спасо-Преображенского монастыря колыхалась людская масса. В толпе сновали провокаторы, которые называли время начала изъятия: то в 11 утра, то в три пополудни.

Мало, наверное, в жизни таких страшных явлений, как разъярённая, неосведомлённая толпа, готовая от малой искры взорваться диким насилием. Сперва собравшиеся решили избить коменданта Старой Руссы, который оказался в толпе. За него отважилась вступиться гражданка Екатерина Купцова. Гнев масс обрушился на беззащитную женщину. С трудом удалось вынести её в беспамятстве и укрыть в покоях епископа.

Но волнения на этом не закончились. Уже с утра 16 марта город превратился в бурлящий котёл. Старорусцы собрались возле своего кафедрального собора. В воздухе ощущалась атмосфера перед взрывом — нужен был только повод. И он вдруг нашёлся.

В этот день в Старую Руссу приехали за поросятами крестьяне из соседней Псковской губернии Иван Изотов, Фёдор Лихачёв и Иван Козлов. Приезжих поразили гудящая толпа, всевозможные слухи об изъятии ценностей. И они, не думая о последствиях, вошли в Воскресенский собор — поглядеть на эти самые ценности.

Вошли они в храм не крестясь, так как были старообрядцами, и стали внимательно осматривать собор и его убранство. Когда один приблизился к иконе, стараясь прочесть потемневшую надпись, к нему подошла прихожанка, дежурившая в храме:

— Что вы здесь делаете?

— Да вот иконы разглядываем...

Наверное, вопрошавшая не дослушала до конца ответ — ей было достаточно двух слов «иконы разглядываем».

— Вот они, грабители! Бей их!

Людская толпа, пребывавшая в сверхнервном напряжении, только и ждала призыва. Когда избиваемым удалось вырваться наружу, побоище выплеснулось за ними. В свалке пострадали многие. Подоспевшие работники уездного исполкома, получив свою долю тумаков, скрылись и вызвали конный отряд милиции. И только эта сила смогла рассеять погромщиков и водворить спокойствие. Оружие не применялось.

Избитый и изуродованный Иван Козлов вскоре скончался, тяжёлые повреждения получили и его сотоварищи. Всю вину за это «кровавое дело» губернские власти возложили на духовенство, которое якобы провело среди горожан и крестьян контрреволюционную агитацию. Были арестованы несколько участников и свидетелей событий. Уголовное дело рассматривала выездная сессия Новгородского ревтрибунала.

Виновными были признаны все обвиняемые. Священники Владимир Орлов и Владимир Пылаев, крестьянин Назар Смыслов были приговорены к высшей мере — расстрелу. Девица Архипова, базарная торговка, изувечившая следователя и нанёсшая смертельные раны своей деревянной ногой (протезом), получила пять лет лишения свободы, остальные сроки были и того меньше. Расстрел тогда был заменён ссылкой...

Ирина САВИНОВА

просмотров: 82

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.