Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:12, 21.11.2014

Квартет И: «Пригласили Макаревича потому, что он прекрасный музыкант»

АиФ поговорил с участниками «Квартета И» Ростиславом Хаитом и Леонидом Барацем о политическом юморе, экономическом кризисе, Андрее Макаревиче и продолжении фильма «День выборов».

От разговоров к письмам

Владимир Полупанов, «АиФ»: Вы когда-то нашли очень удобную форму общения со зрителем через письма, песни и разговоры. А что, собственно, будет дальше?

Ростислав Хаит: Дальше будут сюжетные пьесы, которые не имеют никакого отношения к форме, в которой были сделаны сначала «Разговоры», а потом «Письма», с персонажами, где мы впервые будем выступать не под своими именами. Я, скорее всего, буду фигурировать под именем Борис Наумович.

— Количество абсурда на единицу времени в ваших спектаклях зашкаливает. В нашей стране абсурд — это национальная забава?

Леонид Барац: Думаю, именно поэтому «День выборов» и «День радио» нашли своего зрителя. Это не только абсурдно, но еще и жизненно. Чего бы мы ни придумали абсурдного в этом спектакле, когда мы разговаривали с людьми, которые занимаются или занимались выборами, они говорят нам: «Так и есть».

Р.Х.: В разных городах к нам подходят сотрудники радиостанций и говорят про «День радио»: «Вы что это где-то подсмотрели? Так же на самом деле все происходит».

— Уж огромное количество людей посмотрели фильмы «День радио» и «День выборов». Но... на днях еще раз побывал на спектакле «День радио». И был приятно удивлен — полный зал.

Р.Х.: Очевидно людей интересует не сюжет.

Л.Б.: «День радио» точно попал в зрительские ожидания. И это уже, мне кажется, не из разряда его художественной ценности, а из серии «нельзя не пойти». Хотя народ в зале смеется. При том, что спектакль из «того времени». Если бы мы выпустили его сейчас с этим же текстом, было бы не совсем понятно: про что это. Потому что и радио сейчас другое (оно слишком заформатировано, и там так всё абсурдно не происходит), и люди, которые там работают, другие.

— При том, что у вас все так успешно в театре, зачем вам в это тревожное время еще и спецвыпуск «Письма и песни мужчин...», который вы покажете в «Крокус холле» в ближайшие выходные?

Л.Б.: Ты, собственно, сам ответил на свой вопрос. Время непростое, тревожное. Мы все время устраиваем какие-то акции в период «безвременья», когда у нас не выходят новые фильмы и спектакли. У нас в начале года вышел фильм «Быстрее, чем кролики». А следующий фильм «День выборов-2» мы будем снимать только летом. А выйдет он только в 16-м году. Вот мы и стараемся напоминать о себе громкими акциями, чтобы про нас не забыли.

Р.Х.: И потом это уникальная вещь. Такого спектакля больше не будет. Мы его покажем только 2 раза.

— Чем эта версия будет отличаться от той, которая идет на сцене ДК им.Зуева?

Л.Б.: Во-первых, в репертуарных спектаклях на сцене ДК им.Зуева играет только «Несчастный случай». А в «Крокусе», помимо «Несчастного случая», будет Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков с «Аквариумом» и группа «Чайф». Будут так же небольшие изменения в текстах.

— Андрей Макаревич подвергся гонениям и нападкам со стороны общественности за свой вояж на Украину. Ваше приглашение выглядит как пощечина общественному мнению...

Л.Б.: Во-первых, я не очень хорошо знаком с общественным мнением. Но мне кажется, всё, что сейчас происходит с Макаревичем — это безобразие. Можно обсуждать, правильная или нет его позиции по Украине. Но он имеет право высказывать свое мнение, и не нужно его по этому поводу гнобить. Я не думаю, кстати, что это был «указ сверху» устроить травлю Андрею. Это «перегибы на местах». Боязнь конкретных начальников каких-нибудь концертных залов (где Макаревич выступает) навлечь на себя гнев вышестоящих руководителей. Во-вторых, мы пригласили Андрея до всех этих событий. И, конечно, ни за что не отменим его участия в нашем спецвыпуске.

Р.Х: Макаревич со своими песнями очень точно «попадает» в наш спектакль. То есть мы пригласили его не потому, что он выдающийся «борец за свободу», а прежде всего прекрасный музыкант.

— Почему ваш выбор пал так же на «Аквариум» и «Чайф»?

Л.Б.: Так случилось, что мы играли заказной спектакль «Письма и песни...». И, кроме нас, заказчики пожелали ещё кого-то. Мы подали список, и были выбраны вот эти музыканты. И, сыграв спектакль вместе с ними, поняли, что это неплохо. По-моему, Володя Шахрин сказал в финале: «А ведь неплохо все получилось, давайте это ещё раз повторим».

— И для кого это вы давали заказной концерт? Какая-то богатая российская корпорация?

Р.Х.: Да. Поверь, таких корпораций у нас немало. Было

Л.Б.: А те, которые остались богатыми, сейчас затаились. И праздники не празднуют. Что сказывается на нас.

Выборы продолжатся

— То есть количество корпоративов заметно снизилось?

Р.Х.: Процентов на 50-60 упало количество выступлений. Ситуация вполне нам понятная, объяснимая. Тут либо надо затянуть пояса, либо сильно падать в цене. Что, на мой взгляд, нам делать не стоит. Мы как утвердились в премиальном сегменте на этом рынке, так и должны в нем пребывать. Не демпинговать, а ждать, чтобы ситуация устаканилась.

Л.Б.: Лет 5-7 побудем в «премиальном» сегменте, нам никто не будет платить, тогда и вернемся в сегмент эконом-класса.

Р.Х.: Или в сегмент «ёлок».

Л.Б.: В сегмент «ёлок и общежития на Трифоновской». Надеюсь, там еще есть пару свободных комнат.

— Я гляжу, вы с юмором относитесь ко всей это ситуации?

Р.Х.: А что остается?

Л.Б.: Это, во-первых, во-вторых, есть еще какие-то запасы. Когда они закончатся, посмотрим, сможем ли мы относиться к этому с юмором.

— Название спектакля «Письма и песни...» венчает фраза «и высоких цен на нефть». Не собираетесь ли вы менять название в связи с заметным падением цены на нефть?

Р.Х.: Не собираемся. Потому что 78 долларов за баррель, по сравнению с 9 долларами (а столько нефть стоила, когда Борис Ельцин пришел к власти), это пока еще высокая цена на нефть. Она, конечно, не такая высокая, как в лучшие годы правления Владимира Владимировича (150 долларов), но 78 долларов — это ещё приемлемо. Когда будет 50, тогда и, наверно, придется менять.

— Почти все свои топовые спектакли вы экранизировали. Появится или кино «Письма и песни...»?

Л.Б.: Этот наш спектакль получился слишком грустным и рассужденческим, поэтому экранизировать его в том виде, в котором он существует на театральной сцене, не собираемся. Следующим летом мы будем снимать «День выборов-2». А потом, наверно, третью часть «Разговоров...», куда частично войдут тексты из «Писем и песен...», из наших юбилеев (15- и 20-летия) и какие-то совсем новые тексты.

Р.Х.: Хотя почему же... там и смешного много.

Л.Б.: Смешное там есть. Но темы там более серьезные, чем в предыдущих наших фильмах и спектаклях. Мы немножечко обожглись на «Кроликах...» (фильм «Быстрее, чем кролики» — Ред.).

Р.Х.: Мы просто чётко поняли то, о чем раньше только догадывались. Все-таки театральный зритель сильно отличается от кинопублики. Это две разные аудитории.

Л.Б.: В кино сегодня ходят для того, чтобы весело и легко провести время, развлечься. А в театр приходят всё-таки за другим.

Р.Х.: Поэтому мы даём обещание нашим кинопоклонникам, что в дальнейшем мы их не будем больше разочаровывать, расстраивать и грузить мыслями о вечном. А будем их только развлекать.

Галкин или Ургант?

— «День выборов-2» на каком материале будет построен? Он будет логически продолжать первую часть?

Р.Х.: Да, это будет логическое продолжение. Губернаторские выборы, по сути, были отменены. Допустим, в первой части губернатор Цаплин, которого играл Василий Уткин, избрался на первый срок. На второй его переназначили. А теперь ему нужно переизбраться на третий.

Л.Б.: И та же самая команда будет спасать репутацию Цаплина в авральном режиме. Плюс у него появятся конкуренты: местные бонзы, бандиты и чиновники. Это будет авантюрно-приключенческая комедия, без социального подтекста.

— И никакого политического юмора?

Р.Х.: Немного будет. Мы прекрасно понимаем, что в нашей стране можно шутить про кого угодно, кроме президента.

Л.Б.: Слава Богу, в фильме у нас губернаторские выборы, а не президентские. Поэтому мы это негласное табу с честью обошли.

— У нас не очень благодатная почва для политического юмора?

Р.Х.: Наш президент настолько заслонил собой всех остальных политических деятелей, что они выглядят просто подпевалами на его фоне. И даже те, которые как бы «против», просто обозначают оппозицию. Они все безликие, и от них ничего не зависит.

​Л.Б.: У нас во власти уже много лет одни те же люди. И какими бы совестливыми не были руки, в которых эта власть, рано или поздно они развращаются. Я по этому поводу все время вспоминаю фразу из «Севастопольских рассказов» Толстого (но никак не могу ее дословно выучить). Толстой задается там вопросами: «Что за мужество, почему люди гибнут, ради чего идут на это? Ради денег, карьеры, Бога?» и дальше делает вывод, что ради скромного потаенного чувства патриотизма. Вот всем нашим патриотам, которые постоянно рассуждают о своей любви к родине, не мешало бы поучиться этому потаенному патриотизму.

Р.Х.: Шутится по поводу чего-то яркого. А яркий у нас один президент. Но по поводу него нельзя.

Л.Б.: Ну, почему же. Есть у нас яркие политики..

Р.Х.: Кто это, например? Жириновский?

Л.Б.: Да, Жириновский. Или Рогозин.

Р.Х.: Жириновский яркий, но он уже всем надоел. А какой Рогозин яркий? Вспомни его манеру говорить. Он же тугодум.

— Вы сами в жернова цензуры пока не попадали?

Р.Х.: Пока нет.

Л.Б.: Мы уже много лет играем «День выборов» и там есть песня, в которой поётся: «С нами Путин и Христос».

Р.Х.: То есть пока говорим то, что хотим. Пока.

— У вас очень неплохо складываются отношения с кинематографом. Но с телевидением не очень. Ваше «Шоу ни бе ни мэ не хило» продержалось один сезон. Почему?

Р.Х.: Это вопрос к руководству канала.

Л.Б.: Мы бы и сами, наверно, не согласились делать ли второй или третий сезон. Это не то, почему хотелось, чтобы о нас судили. Нам там не удается сделать то, что нам нравится. Причем, не потому что нам запрещают. А потому, что не получается.

— Чей юмор вам ближе — Ивана Урганта или Максима Галкина?

Р.Х.: Совершенно очевидно — чей. Хотя надо сказать, когда Максим только начинал... в 2000-м году на кинопремии «Ника» он сказал, пародируя Путина: «Из Штази в князи». Это было блестяще! И это он сам придумал! Иван Ургант никогда себе такие острые вещи не позволял.

Л.Б.: В юморе текст, конечно, очень важен. Но более важна личность говорящего. И в этом смысле Ваня сейчас, конечно, ближе, чем Галкин.

Ключевые слова: Новости кино
Источник: АиФ
просмотров: 58

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.