Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:08, 30.10.2014

Госкомпания «Башнефть»

В четверг Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры России, которая требовала вернуть государству 71% акций «Башнефти» у АФК «Система» и ее «дочки» «Система-Инвест». Представитель Генпрокуратуры Юлия Малышева в ходе своего выступления требовала списать эти акции на счет Росимущества.

По ее словам, в 1992 году власти республики Башкортостан утвердили программу приватизации ряда компаний топливно-энергетического комплекса. Было образовано акционерное общество, в котором доля республики составляла 100% капитала. Затем эти акции были распроданы. Приватизация завершилась к 2003 году (предприятия оказались под контролем сына бывшего президента Башкирии Урала Рахимова. — РП). Но и после этого акции ТЭКа переходили от одной компании к другой, увеличивался уставной капитал. Так, в 2006 году доли были безвозмездно переданы благотворительным организациям, которые создали свои ООО. В итоге в 2005–2009 годах акции выкупила АФК «Система».

«Решение о приватизации принималось на основании решения лиц, которые не имели право изъятия имущества самостоятельно», — сказала Малышева. По ее словам, компания вступила в незаконное владение, сославшись на указ президента от 1993 года, согласно которому предприятия ТЭКа являются совместной собственностью региональной и федеральной власти. «Республика Башкортостан мнения федеральной власти не запрашивала и не учитывала ее, — отметила прокурора. — Росимущество решение о приватизации топливно-энергетического комплекса не принимало, план приватизации не утверждало. Оспариваемое госимущество выбыло из собственности Российской Федерации помимо ее воли».

На этом Малышева потребовала передать обыкновенные и привилегированные акции АФК «Система» и «Система-Инвест» на счет Росимущества. Ранее на эти акции был наложен арест.

Далее Малышева высказала свои возражения на отзыв ответчика, который тот предоставил в письменном виде. В документе АФК «Система» она привела несколько доводов, согласно которым, по мнению компании, иск Генпрокуратуры незаконен. Главным аргументом стало то, что для претензий истек срок давности, который составляет три года.

Генпрокуратура считала, что этот срок исчисляется не с момента нарушения, а с момента, когда лицо, в отношении которого были нарушены права, узнало об этом. Малышева предоставила письмо руководителя Росимущества на имя генпрокурора, в котором тот сообщал, что ему стало известно о данном споре из картотеки арбитражных дел. При этом прокурор отметила, что в обязанности ведомства не входит отслеживание выпуска ценных бумаг, а также информации в СМИ и других источниках. Сама Генпрокуратура узнала о таковом нарушении от Следственного комитета, возбудившего уголовное дело. И лишь в августе этого года изменения в законодательстве предоставили генпрокурору право истребовать государственное имущество в суде.

Следующим доводом ответчика было то, что оспариваемый башкирский топливно-энергетический комплекс никогда России не принадлежал. АФК «Система» ссылалась на некое соглашение от 1994 года между Россией и Республикой Башкортостан. На это Малышева возразила, что совместное ведение данной собственности установлено Конституцией и попросила не ссылаться на это соглашение.

Урал Рахимов. Фото: Воног Виктор / ТАСС

Кроме того, по мнению ответчика, государство может претендовать только на 38% акций «Башнефти», так как с момента приватизации в ее состав были включены другие компании. «Изъятие акций никоим образом права этих лиц не затронут», — возразила Малышева.

Последним доводом АФК «Системы» было то, что этот спор должен рассматривать не Арбитражный суд Москвы, а Конституционный суд. Малышева и с этим не согласилась. «Нет необходимости разграничивать собственность между Россией и Башкортостаном», — сказала в ответ представитель Генпрокуратуры.

«Наша позиция по иску полностью совпадает с позицией Генпрокуратуры, — сказал представитель Росимущества в суде. — Считаем спорное имущество исключительно собственностью России. О нарушении своего права нам стало известно только из материалов этого дела, поэтому срок давности не истек».

Представитель АФК «Система» попытался доказать, что иск не подлежит удовлетворению. «Акции, которые требуются, никогда не находились в собственности России», — сказал он. По его словам, если исходить из логики Генпрокуратуры, то многие решения, которые принимало правительство республики Башкортостан, следует признать незаконными.

«Мы полагаем, что данными действиями республики был причинен ущерб Российской Федерации, но она вправе требовать с виновных лиц возмещения убытков, но не вправе требовать имущество, которым никогда не владела», — пояснил юрист позицию компании. Он также отметил, что теперь в «Башнефть» входят не только предприятия, которые располагаются в республике, но и в других регионах России, а также в Ираке.

Он добавил, что акции передавались безвозмездно и на льготных условиях физическим лицам, у которых АФК «Система» их приобретала, и если приватизация незаконна, то компания может предъявить иски этим людям.

Представителя ответчика также возмутило утверждение Генпрокуратуры о том, что она не знала о нарушении. «Но как тогда можно требовать от юридического лица знания об этом? — недоумевал он. — Генпрокуратура не знала, а ОАО АФК «Система» должна была знать?»

По словам представителя «Системы», акции приобретались в кредит при участии государственного банка, а проверка таких сделок как раз входит в обязанности Росимущества. «Насколько надежен залог, банк всегда проверяет», — отметил он. После завершения сделок информация о них была опубликована в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, на протяжении 20 лет компания, находившаяся у других собственников, проходила различные проверки государственных органов, в том числе Федеральной антимонопольной службы.

Представитель «Башнефти» возражать против иска Генпрокуратуры не стал. «Если Генпрокуратура считает, что необходимо истребовать акции у добросовестного приобретателя, то мы не можем найти контраргументов», — сказал он.

В прениях стороны лишь обменялись небольшими репликами. Представитель Генпрокуратуры заметила, что письма ФАС не означают, что Россия могла знать о нарушении права. «У ФАС своя компетенция, это не тот орган, который имеет право отслеживать нарушение права на имущество», — сказала она. Ответчик пояснил, что решения ФАС они используют как доказательство добросовестности компании, действовавшей открыто и публично. «Мы купили акции дороже, чем они стоили на бирже», — заметил он.

Выслушав стороны, судья Ольга Александрова постановила обязать перевести акции «Башнефти» на счет Росимущества. При этом обеспечительный арест акций снят не был. Судья зачитала только резолютивную часть постановления, мотивировочная часть должна быть опубликована в течение пяти дней. На обжалование решения у АФК «Система» есть месяц, в противном случае по истечению этого срока решение суда вступит в законную силу. Представители компании отказались комментировать свои дальнейшие действия.

Следственный комитет расследует уголовное дело в отношении Урала Рахимова. По версии следствия, фигурант использовал служебное положение отца, первого президента Башкирии Муртазы Рахимова, чтобы похитить акции «Башнефти». АФК «Система», считает СК, приобрела акции по заведомо заниженной цене — «скидка» составила $500 млн. В рамках этого дела также арестован глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, он обвиняется в отмывании денег.

Источник: Русская планета
просмотров: 19

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.