Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

00:06, 02.09.2014

Об информационной войне и христианах

Христиане тоже люди, причем большей частью люди обычные, почти как все. И потому, они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обремененной ответственностью, свободой, личными отношениями.

Пожалуй, точнее всего состояние сегодняшнего дня передает понятие «информационная война». Конечно, острие этой войны — информация о войне настоящей, страшной, безумной на юго-востоке Украине. Но за острием идут другие слои, более или менее яркие, с неровными границами, вполне себе актуальные для определенных аудиторий — политической, национальной, патриотической, спортивной, религиозной и т.п. Я думаю, что у христиан в отношении информационных воин должна быть особая позиция.

Отличительные черты

В моем понимании война имеет принципиальное отличие от дискуссий, споров, драк, да и любого противостояния. Она, как и древний Молох, требует в жертву себе на съедение людей. Живых, настоящих, тех, кого мы зовем по имени, тех, чье лицо, чей взгляд нам дороги, тех, кого мы любим или любили. Война требует жертв именно себе! И люди с радостью, как и древнему Молоху, приносят на эту жуткую трапезу друг друга и самих себя!

Война почти не приемлет такое понятие, как «ближний», у нее не бывает человеческого лица. Все — не более чем шахматные фигуры, пусть и разного веса. Война живет черно-белым разделением «свой»/«чужой». Причем «свои» должны все время доказывать «своёвость», иначе они «чужие».

Информационная война тоже требует жертв. Понятно, что не людей, не их жизни, хотя и такое бывает. Она высасывает жизненные ценности, смыслы, мировоззрение, мировосприятие, веру, личные отношения, свободу, любовь. Этот информационный Молох питается самым человечным в человеке. Он, так же, как жуткое существо дементор из сказки о Гарри Поттере, высасывает из человека его душу, если под душой понимать жизнь. Черно-белое сознание, обесценивающее человеческую жизнь в сравнении с «правильными» идеями, мировосприятие, раскрашивающее мир, как шахматную доску, маркирование каждого — это все, что остается от свободной, яркой, многогранной, наполненной смыслом и теплыми живыми отношениями жизни.

Осажденная крепость

Я думаю, что информационные войны основаны на простой идее и имеют своей целью отнюдь не дезинформацию «врага». Главное в информационной войне — воспитание в людях мировоззрения и системы отношений «осадной крепости». Причем, в своих людях!

На практике, как я вижу, информационная война решает две задачи: внедрить в сознание людей неправду и заставить обывателя жить по принципу «у страха глаза велики», то есть включить самоцензуру, черно-белое восприятие, своего рода информационные фильтры таким образом, чтобы он обязательно увидел в окружающей действительности угрозу.

Идеология «осажденной крепости» очень эффективна. Она достаточно быстро приживается среди ограниченной в чьих-то интересах свободы и при ограниченных ресурсах, а значит и возможностях. Неполноценная жизнь простых людей нуждается в оправдании и внутренней компенсации неполноценности и неудовлетворенности. «Осадная крепость» перестраивает мировоззрение и через это снимает ответственность и дает чувство превосходства. Жертвы информационной войны сами отдают все живое, включая свободу, чтобы не брать ответственность за личную позицию, свои решения, смыслы и отношения.

Все в головах

Информационная война всегда кем-то организована и направлена, отнюдь не на противника, а на своих. Свои и только они могут и должны стать ресурсом.

Не важно, какие есть стороны конфликта. Информационная война всегда выигрышна только для своих организаторов, и всегда проигрышна для всех остальных вне зависимости от стороны баррикад, ибо они выступают просто ресурсом. Две противостоящие «осажденные крепости» могут жить только одним — пожирая изнутри самих себя. У них нет никакого другого выхода, они же в самозаперти. А при таком исходе ресурсом становятся простые люди, принявшие мировоззрение информационной войны и сами подчинившие себя узкой группе выгодополучателей. Дело в том, что главная аудитория информационной войны — это ее организаторы-выгодополучатели. Те же, кто внутри «крепости» не более, чем «мясо».

Поэтому, особенность информационной войны в том, что у нее по-настоящему нет участников. Нет тех самых реальных «своих» и «чужих». Тут то же, что и с рекламным понятием «позиционирование». Позиции, разделения и все прочее существуют не более чем в головах. Понятно же, что, в конечном счете, может быть только одна «осажденная крепость», воюющая с пустотой вокруг.

Я думаю, что победу в информационной войне одерживает не тот, кто смог повлиять на противника (которого может в реальности и не быть), а тот, кто перевоспитал под себя окружающих людей.

Информационная война очень скудна не только на идеи, смыслы, оттенки. Она скудна и на лица. Войне нужны только избранные и проверенные персоны, только собственные проповедники и толкователи воли организаторов войны. Еще одной особенностью войны, бьющей прежде всего по своим, является наличие толкователей знающих и дешефрующих, толкующих волю и информацию «врага», и учащих не попадаться на удочку. Те же, кто в «крепости», таким образом, получают со всех сторон только «правильную» особо подготовленную информацию. Со стороны организаторов информационных воин нет доверия простым людям. Их способности и права разбираться самим не принимаются всерьез, через что воспитывается инфантилизм, недоверие к себе и чувство вины.

Что же христианство?

По-моему, все просто. Христиане тоже люди, причем большей частью люди обычные, почти как все. И потому, они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обремененной ответственностью, свободой, личными отношениями. Не прочь некоторые и стать ресурсом ради каких-то «высших целей» или против каких-то «врагов». Думаю, все это знают и видят. Потому у общества представление о христианстве, как об «одном из...», наряду с футбольными фанатами, политическими партиями, националистами, патриотами и т.д. И все же, поскольку христианство — это евангельское благовестие и вера в Сына Божия Иисуса Христа, то на определенной глубине жизни все должно быть иначе.

Какие бы не бушевали информационные войны, у христиан всегда есть фундамент, своего рода скала, на которой они призваны строить дом своей жизни. Да, конечно, и на этот дом, и на эту жизнь обрушиваются ветры и бури, дом может пострадать. Но он несдвигаем и способен защитить своих жителей. Эта скала — вера в Живого и Личного Бога. Вера не в природу, не в государство, не в родину, не в военную мощь, не во «врагов». Это вера в Бога! И эта вера раскрывает глаза, делает, в конечном счете, бессмысленными любые информационные войны.

Другие люди для христиан никак не могут быть ресурсом и даже «врагами». Люди вокруг, как бы это чудовищно для многих не звучало — ближние, они братья и сестры, а если верующие, то братья и сестры во Христе. Каждый человек уникален и ценен. Он Богом любим. Христос пострадал на кресте и умер, в том числе, и за наших врагов. Не нам решать судьбы других людей и не нам их маркировать. Мир — не черно-белый, а цветной. Да, он во зле лежит, да, часто царствует грех. Но зло и грех побеждены Христом. В мире нет, или почти нет, чистого зла и греха. Призыв Иисуса Христа обращен ко всем. До последнего вздоха каждый из нас может обратить свой выбор, свою волю ко Христу Спасителю.

Жизнь — отнюдь не минное поле, где главное — миновать опасность. Жизнь — это скорее творчество, поиск, свой опыт, осмысление, личные отношения, это всегда свободный и личный выбор, это ответственность. Жизнь — и не «осажденная крепость», не самоцензура и ограничение. Это доверие Богу и людям, это желание научиться всему доброму и хорошему, что встречается на пути.

Нет у христиан однозначных непререкаемых учителей, толкователей и проповедников истины, кроме одного Учителя — Христа. Его слова и пример, Он Сам — Истина. Остальное — должно поверяться Евангелием.

Христиане призваны жить не картиной мира в голове, да еще и в виде шахматной доски, а, прежде всего, отношениями с Живым и Личным Богом и людьми, каждый их которых «ближний». А это то, что можно потрогать, это то, что имеет настоящую ценность, это то, за что перед Богом, в конце концов, придется держать ответ. От суда не уйти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: АиФ
просмотров: 107

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.