Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:17, 25.07.2014

Риск во имя прогресса: история первого перелета через Ла-Манш

25 июля 1909 года на улицах всех европейских городов разносчики газет выкрикивали: «Свершилось! Ла-Манш покорен!», а человек, преодолевший пролив по воздуху, стал известен во всем мире. АиФ.ru вспоминает историю легендарного перелета Луи Блерио.

Первый перелет через пролив, соединяющий Англию и Францию, имел для современников огромное значение. Европа буквально опьянела от победы молодой авиации, которая на тот момент была одним из главных символов только что начавшегося XX века. Две мировые войны были еще впереди, и люди восторгались достижениями прогресса, а популярность первых авиаторов граничила с известностью кинозвезд и музыкантов.

Через Ла-Манш наперегонки

В 1908 году братья Райт продемонстрировали в Париже свой аппарат, который произвел на французов глубокое впечатление. Самолет Райт мог держаться в воздухе несколько десятков минут, совершать некоторые фигуры высшего пилотажа. Один из свидетелей этих полетов, владелец газеты Daily Mail лорд Нортклифф, учредил приз в 1000 фунтов за первый перелет через Ла-Манш на аэроплане. Эта затея была крайне рискованной для пилотов: авиационные двигатели того времени работали крайне нестабильно, и хотя в самом узком месте Ла-Манш имел ширину всего 32 километра, гарантировать, что мотор не подведет, не мог никто.

Братья Райт, связанные контрактами в Европе, отказались от участия в соревновании, и первым 19 июля 1909 года попытал счастья знаменитый тогда летчик Губерт Латэм на самолете Антуанетт VII. Не долетев до французского берега 10 километров, он упал в воду из-за отказа двигателя. По сообщениям прессы, когда к плавающему в канале самолету подошел военный корабль, обеспечивающий безопасность перелета, Латэм сидел на крыше и невозмутимо курил сигарету. Следующим решил попытать счастья Луи Блерио на самолете собственной конструкции. Перелет через Ла Манш был для него крайне рискованным, и дело было не столько в том, что он мог погибнуть, а в том, что он ставил на карту свою репутацию.

Игра ва-банк

Луи Блерио — один из родоначальников мировой авиации, и история его жизни во многом повторяет биографию других авиаторов тех лет. Он родился в 1872 году в Камбе, Франции. В 1895 году закончил французское инженерное училище l’École Centrale и основал предприятие по производству уличных фонарей. Заработанные деньги он стал вкладывать в свою мечту: в 1900 году им был построен первый летательный аппарат. Это был орнитоптер (аппарат с машущими крыльями), который так и не смог поднятся в воздух. Однако это не смутило конструктора и он продолжил эксперименты. Методом проб и ошибок он пришел к концепции самолета, которая используется сегодня повсеместно: моноплан с хвостовым оперением за спиной пилота. Эту машину он назвал Блерио — 11, и именно она принесла ему славу.

Но для своего времени этот аппарат был довольно непривычным: большинство самолетов были бипланами (с двумя расположенными друг над другом крыльями), а Блерио-11 был монопланом. Для того, чтобы докзаать жизнеспособность своего самолета, Блерио и решился на рискованный полет через Ла Манш.

Доброе утро, спасибо

Перелет Блерио был запланирован на выходные 24-25 июля, но в субботу и в ночь на воскресенье дул сильный ветер, и надежды на улучшение погоды не было. Блерио не мог уснуть от ожога ноги, полученного в одном из полетов, и в половине третьего ночи вышел пройтись. Увидев, что погода стала внезапно улучшаться, он незамедлительно начал готовить самолет к вылету. Оторвавшись от земли в 4.35 утра, он взял курс на английский берег. Латэм, не потерявший надежду на успех в будущем, в это время спал в своем лагере.

Самолет Блерио-11 представлял собой конструкцию из ткани, деревянных реек и проволоки, а в его кабине не было ни одного навигационного прибора, даже компаса. Быстро обогнав корабль сопровождения, на котором плыла в том числе, его жена, Блерио остался в полном одиночестве. Позже он вспоминал: «Мне казалось, что самолет стоит на месте». Увидев английский берег, он направился в его сторону, но вскоре потерял землю из виду: сильный ветер стал уносить его к северу, в открытое море. Заметив несколько кораблей, идущих в Дувр, он пошел их курсом, и вскоре увидел меловые скалы, которые поначалу принял за скопления облаков. Но через некоторое время он заметил, что на берегу стоит человек, размахивая французским флагом — это был условный знак, указывающим на место посадки.

При посадке у самолета подломилось шасси и разлетелся в щепки деревянный воздушный винт, но это уже не имело никакого значения: окружившие пилота люди поздравляли его, а он, не зная английского языка, смущенно повторял одну и ту же фразу: «good morning, thank you». Продолжительность полета составила 37 минут. Губер Латэм, не смотря на успех Блерио, решил повторить попытку перелета, но на этот раз его самолет снова упал в воду, не долетев до английского берега всего лишь 500 метров.

Жизнь после перелета

После перелета бизнес Блерио пошел в гору: он получил несколько сотен заказов на одиннадцатую модель. Публика требовала от пилота новых рекордов, но он сосредоточился на производстве. Вот как он отвечал призывы совершать новые подвиги в интервью газете «Мaтэн»:

«Говорят, что мы бросили летaть потому, что-де нaжились, рaзжирели и, не нуждaясь более в призaх, бережем свои шкуры. Если бы и тaк, я бы не видел в том грехa. Но мы бережем шкуры вовсе не с жиру, a потому, что мы почти инвaлиды, хотя мне, нaпример, нет и сорокa. Публикa и предстaвления не имеет, что зa проклятaя профессия — aвиaтор. Говорят, что люди, рaботaющие нa ртутных и спичечных фaбрикaх, не выдерживaют больше трех лет. А я хотел бы видеть пилотa, который через год не остaлся бы кaлекой. Дaже в том, зaметьте, невероятном случaе, если он зa весь год не упaдет. Без всяких кaтaстроф, больших и мaленьких, нaживaешь жесточaйшую неврaстению. В нaше дело слaбые люди, трусы не идут: все это нaрод молодой, здоровый, до безумия иногдa отвaжный. А дaйте после пяти — шести «митингов» их врaчу освидетельствовaть, и окaжется, что из десяти девять рaзболтaны вдребезги. Летя, вы нaходитесь в беспрерывном ожидaнии кaкого — нибудь несчaстья. Откудa оно придет? Вдруг остaновится мотор, оборвется проволокa, треснет винт... Вы могли перед подъемом aккурaтнейшим обрaзом осмотреть весь aппaрaт, все рaвно тaм, нaверху, мозг от сверлящего ожидaния кaтaстрофы не отделaется. Брaтья Рaйт не сядут нa aппaрaт, покa вдоль и поперек не освидетельствуют кaждую проволоку. И что же — рaзве это спaсло их от пaдений? Со всем своим блaгорaзумием они, вконец рaзвинченные, с трижды перебитыми ребрaми, должны были откaзaться от создaния новых рекордов».

Блерио умер от болезни сердца в возрасте 64 лет, в Париже. После его кончины дела фирмы пошли на спад, и вскоре предприятие было закрыто. В 2009 году французский пилот Эдмон Сали пересек на точной копии самолета Блерио-11 Ла-Манш в честь 100-летнего юбилея исторического перелета.

Современные же пассажирские самолеты преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем (459 км) менее чем за 30 минут.

Источник: АиФ
просмотров: 27

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.