Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

17:21, 21.10.2016

Как проект подъема уральской экономики превратился в финансовую «черную дыру»

Вчера в Москве в собственных особняках бойцами Нацгвардии были задержаны и арестованы топ-менеджеры Корпорации развития Сергей Маслов и Владимир Караманов

Вчера в Москве в собственных особняках бойцами Нацгвардии были задержаны и арестованы топ-менеджеры Корпорации развития Сергей Маслов и Владимир Караманов. Их обвиняют в попытке вывести из кассы предприятия 1 млрд рублей. Офис компании находился в столице, но ее корни - на Урале. Деньги наверх уходили тоже из глубинки - акционерами корпорации выступали уральские регионы. Znak.com, журналисты которого много лет следят за деятельностью Корпорации развития , составил для своих читателей материал-справку о деятельности этой структуры. Наш текст не претендует на дотошное расследование, скорее его можно назвать иллюстрацией того, как в России реализуются масштабные проекты, одобренные высшими лицами. Как появилась Корпорация В конце 90-х - начале 2000-х годов вице-губернатор Ямала и один из основателей Новатэка Иосиф Левинзон разработал проект, объединяющий два Урала - Полярный и Южный. Идея была такая: Север богат природными ископаемыми, а на юге есть заводы. Значит, нужно добывать сырье в Приполярье и доставлять его на южные предприятия. Для этого необходимо построить инфраструктуру, в основном - транспортную, потому что железной дороги, соединяющей два противоположных конца страны, не было. Зато у Левинзона была карта геологических изысканий, которая показывала: на севере Урала добытчиков ждут миллиарды тонн марганца, угля, меди, сотни тысяч тонн хрома и других ископаемых. Об их разработке задумывались давно, и еще в сталинскую эпоху предпринимались попытки создать необходимую инфраструктуру усилиями заключенных. Левинзон освежил и основательно переработал старые проекты, предложив новую концепцию освоения недр и логистики. Было понятно, что проект амбициозный и невероятно дорогой, для его реализации нужны федеральные деньги. Найти их самостоятельно Левинзон не мог, к тому же в 2005 году у него начались проблемы с силовиками. В то время в Новатэк силой заходил малоизвестный тогда широкой публике, но уже влиятельный предприниматель Геннадий Тимченко, и ямальскому геологу пришлось надолго залечь на дно. Но его идея не умерла - ее перехватил первый полпред президента в УрФО Петр Латышев. В 2005 году он презентовал концепцию на заседании стратегического совета по развитию округа президенту РФ, и Владимир Путин одобрил затею. Так было создано ОАО Урал промышленный - Урал Полярный . Тогда в элитах говорили, что УП - УП нужен не только (и не столько) как реальный инфраструктурный проект: это скорее экономическая база для уральского полпредства, которое не имело ни собственного бюджета, ни реальных экономических рычагов. Создание корпорации решало эти вопросы и создавало для чиновников одновременно кормовую базу, серую кассу и проект, которым можно было заниматься даже не годами - десятилетиями. В 2008 году Петр Латышев умер, полпредом назначили Николая Виниченко. Гендиректором УП - УП стал выходец из Ишима Тюменской области Ремир Мукумов. В 2011 году Винниченко перебрался в Петербург, полпредом стал Евгений Куйвашев, а в УП-УП пришел третий гендиректор - бывший заместитель Винниченко Александр Белецкий. В 2012 году в результате ребрендинга общество переименовали в Корпорацию развития . По задумке Белецкого, старое название корпорации отпугивало инвесторов, которых он намеревался привлечь (к тому времени корпорацию давно шутливо называли Украл промышленный - Украл полярный - так много вопросов было к ее деятельности). В 2013 году гендиректором стал Сергей Маслов, а в 2015 году Корпорация изменила форму собственности - из ОАО (ПАО) стала просто АО. В общей сложности акционеры Корпорации развития (в основном это администрации Тюменской область, ХМАО и ЯНАО) вложили в нее 30 млрд рублей. Что хотели построить Корпорация развития пережила несколько этапов своего существования, на каждом из которых ее цели менялись. Первоначальная идея Левинзона была документально оформлена и приобрела конкретные очертания в 2005 году. В то время речь шла о двух частях проекта: инфраструктурном и добычном . Чтобы начать добычу ископаемых, нужно было реализовать первую половину концепции. Потому сначала планировалось только строительство железных дорог по определенной схеме, которую можно разделить на четыре блока. Первый: постройка железнодорожной линии Полуночное-Обская от станции Ивдель Свердловской железной дороги до станции Лабытнанги Северной железной дороги (примерно 1000 км). Начать стройку планировалось в 2007-м, пустить первые поезда - в 2010-м, открыть постоянную эксплуатацию - в 2015 году. Второй блок: достройка и восстановление участка железной дороги Обская - Салехард - Надым (400 км). Эту ветку строили в 1948-1953 годах, а потом забросили. Предполагалось, что после окончания стройки по дороге пойдут грузы ямальских углеводородов, а в перспективе - руда и уголь с Севера Красноярского края. Начать работы Латышев хотел в 2006-м, а закончить - в 2010 году. Третий блок: достройка и восстановление железнодорожной линии Коротчаево - Игарка (500 км). Эта ветка была необходима для перевозки руды, угля и углеводородов с северо-восточной части ЯНАО. Ее также начинали строить при СССР в 1948-1953 годах. Строительство планировалось выполнить в три этапа. Окончание первого этапа было назначено на 2012-й, второго на 2015-й, третьего и всей ветки в целом - на 2017 год. Четвертый блок: продолжение строительства участка железной дороги Обская - Бованенково (524 км). Эта дорога, согласно плану, была нужна для вывоза углеводородов с полуострова Ямал. К 2011 году, при Александре Белецком, концепция полностью изменилась. Теперь корпорация называла себя инвестором , а ее задачи получили названия инвестпроектов , которые были сгруппированы уже в пять основных блоков по совершенно иному принципу. Всю инфраструктуру отнесли к блоку под названием Северный широтный ход . Заявленной целью было создание магистрали по маршруту Обская - Салехард -Надым - Новый Уренгой - Коротчаево. Вторым блоком стал энергетический. Корпорация ставила перед собой цель повысить энергоэффективность в УрФО, а для этого собиралась построить теплоэлектростанцию Полярную в районе Салехарда, реконструировать существующие источники теплоснабжения в Свердловской и Челябинской областях. Третий блок под названием Сотрудничество с Транснефтью подразумевал создание инфраструктуры магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор . Вдоль него Корпорация собиралась построить жилые дома, пожарные депо, дороги, электростанции и так далее. Проект Полярный кварц заморожен и стал в тюменской матрешке именем нарицательным, которое используется для насмешек. За многие годы попыток строительства там завода по производству нанокристаллов правительство Югры потеряло миллиарды. Анатолий Чубайс, комментируя ситуацию в Полярном кварце ( Роснано планировало вложиться в проект, но предпочла завод Кварц в Челябинске), заявил: Столько всего там наворочено было лет за десять, вот туда я точно идти не готов ни за что . По данным источников Znak.com, в последнее время Корпорация развития перебивалась заказами на постройку детских площадок в московских дворах, по старой памяти подбрасываемых мэром Москвы. Зачем была нужна Корпорация Как говорилось выше, на деньги, которые вложили в Корпорацию регионы, ковалась политическая сила Латышева и его последователей. Но поскольку постепенно реальный вес полпредов снижался, к приходу в руководство предприятия Сергея Маслова корпорацию едва ли не открыто обвиняли в расхищении бюджетных средств. Требовали отчета о потраченных миллиардах депутаты региональных Заксобраний и губернаторы тюменской матрешки . Ответов не было. Регионы перестали платить: полная бессмысленность Корпорации развития стала очевидна. Зазвучали предложения вернуть вложенное , а саму структуру начали называть Корпорация Деградация . Возбуждались уголовные дела о хищениях на Полярном кварце . Один из его генеральных директоров Александр Митрофанов сейчас скрывается в Израиле. Источники Znak.com рассказывали, что еще пять лет назад Митрофанов приходил сдаваться в ФСБ с предложением рассказать о хищениях в Корпорации развития , но тогда чекистов не заинтересовала предлагаемая менеджером информация. Возможно, она пригодится сейчас.

Автор: Антон Юлаев
Источник: Znak.com
просмотров: 6

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.