Март 2024

14:42, 20.10.2016

Новые виды животных, вулканы и метановые источники: что скрывает мировой океан

Более 100 мировых экспертов соберутся в Нью-Йорке 20—21 октября на форуме, посвящённом исследованию мирового океана. Что изменилось в науке о море и каких открытий следует ожидать в ближайшем будущем, разбирался RT.

Исследования учёных из разных университетов США выявили, что всё побережье штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния усеяно мелкими метановыми источниками. Метан - это основной компонент природного газа, который чаще всего образуется благодаря деятельности микроорганизмов. Пока не удалось точно определить ни количество метановых источников, ни их стабильность, ни объемы выделяемого газа. Известно только, как они выглядят. Обнаруженные источники помогут учёным больше узнать о влиянии углеводородов (к которым относится и метан) на состояние океанического дна и их поведении в водной среде.

И это далеко не все тайны, которыми продолжает делиться с исследователями мировой океан. Так, весной 2016 года учёным удалось обнаружить суда, затонувшие в XX веке, среди которых USS Conestoga, пропавший почти сто лет назад, и более молодой USS Independence, прошедший Вторую мировую войну и не переживший позднее военных испытаний.

Тем временем Национальное управление США по изучению океанов и атмосферы (NOAA) продолжает изучать область Марианской впадины. Экспедиция Okeanos Explorer, проводившаяся с 20 апреля по 10 июля 2016 года, смогла рассказать человечеству много нового об одном из самых загадочных мест на планете. На карту учёные нанесли 73 800 квадратных километров морского дна. Эта информация особенно интересна геологам, поскольку Марианская впадина — активная вулканическая зона. Помимо непосредственно новых вулканов, на карту попали открытые экспедицией гидротермальные источники — ключи высокоминерализованной горячей воды, бьющие из-под земли под давлением в сотни атмосфер. Их ещё называют «чёрными курильщиками» из-за цвета, который дают сульфиды металлов. На большой глубине гидротермальные источники служат своего рода оазисами: здесь обитают бактерии, выживающие за счёт хемосинтеза, а не фотосинтеза. Хемосинтез - это способ питания, при котором для усвоения углекислого газа необходимо окисление неорганических соединений. Существует мнение, что именно в «чёрных курильщиках» зародилась жизнь на нашей планете.

Среди других открытий, сделанных во время изучения Марианской впадины, наибольший интерес вызвали новые виды животных. Например, это изображение неизвестной ранее светящейся медузы тиражировали многие мировые СМИ.

А на участке, названном «Твин Пикс», исследователи обнаружили существа, вполне отвечающие  мрачному и странному антуражу культового сериала. Одного из этих монстров назвали “грязевым”.

Учёных же больше всего заинтересовали в новых видах механизмы выживания в экстремальных условиях.

Описанные выше открытия стали возможными благодаря появлению усовершенствованных подводных аппаратов для исследования морского дна. Их роль настолько возросла, что Национальный форум по изучению проблем мирового океана (National Ocean Exploration Forum) собирается объявить начало новой эры в морских исследованиях. Профессор Техасского университета Джеймс Остин считает, что сейчас человечество переходит от однозадачных исследований к автономным многозадачным системам. Предвестниками новой эпохи стали причудливые «роболодки», которые могут работать на больших глубинах, брать образцы и делать видео высокого качества. Одна из таких машин называется ROV SuBastian — это модель весом 3,1 т, которая может доставать образцы с глубины 4,5 тыс. метров. «Роболодка» оснащена 4К-камерами, что позволяет ей получать очень чёткие изображения. Первая экспедиция  ROV SuBastian состоится в декабре этого года. Венди Шмидт, соучредитель Института океанологии Шмидта, надеется, что это исследование поможет непрофессионалам лучше понять, насколько важно море для жизни каждого человека. Некоторые учебные заведения уже сейчас устраивают морские онлайн-экспедиции. Сами учёные тоже рассчитывают на дистанционное изучение морской стихии. В этом им помогут автономные роботы нового поколения, которые смогут базироваться на обычных рыбацких лодках и управляться удалённо.

Разумеется, исследователи морских глубин преследуют и практические цели, например, выбор наиболее удачного маршрута для прокладывания кабеля связи или поиски новых месторождений полезных ископаемых.

Юлия Попова