В России резко упали доходы населения, признала Ольга Голодец, вице-премьер правительства. Как похудение кошельков меняет потребительское поведение – Metro рассказали представители разных отраслей, от розничной торговли до банковской сферы и страхования
Путешествия
Андрей Осинцев, коммерческий директор «Связной Трэвел»:
– Количество россиян, выезжающих за границу, в 2015 году снизилось на треть. Конечно, турпоток по России вырос, но потерь он не перекрывает. В 2016 году, судя по статистике ранних бронирований, пляжные курорты за рубежом по-прежнему меняют на Симферополь и Сочи. А Западная Европа уступает своё место Восточной и Южной – Венгрии, Сербии, Хорватии. При этом билеты и гостиницы по России заказывают значительно заранее: уже в марте – на лето, а в другие страны оттягивают покупку. Видимо, ждут выгодного курса доллара.
Страхование
Владимир Тиняков, вице-президент «Группы Ренессанс страхование»:
– Главная цель в кризис – сэкономить время и деньги – позитивно сказывается на развитии новых технологий в страховании и опций в стандартных продуктах, которые сохраняют бюджет. Люди готовы активно воспринимать новинки. Сейчас сильнее всего развиваются телематика (когда стоимость страховки зависит от рискованности манеры вождения), продукты с франшизой (часть рисков по страховке покрывает сам клиент), «умное» каско, мобильные приложения и электронные полисы. По франшизе, к примеру, рост составляет 20–30%. Клиент получает скидку на полис, а также не портит свою страховую историю, поскольку не обращается по мелким ДТП. Каско покупают существенно меньше, а недвижимость страхуют больше. Рост – около 14%.
Продукты
Наталья Кузнецова, руководитель отдела программ лояльности в «Азбуке Вкуса»:
– Разумеется, в плане продуктов питания средний класс переживает кризис достаточно болезненно: люди выбирают продукты подешевле, отказываются от дорогих деликатесов, переходят на российские товары. Но в целом же потребление растёт. Мы связываем это с тем, что люди стали меньше ходить в заведения общепита. В лидерах продаж – крупы, макароны, сахар, прочие базовые товары. Растёт спрос и на уже готовые кулинарные продукты – торты, выпечку. При этом сейчас популярностью пользуются собственные торговые марки сетей.
Михаил Чаплыгин, генеральный директор Auto-Dealer-СПб:
Автомобили
Михаил Чаплыгин, генеральный директор Auto-Dealer-СПб:
– Самое главное изменение в поведении покупателей автомобилей в кризис в том, что люди стали обращать внимание не только на цену самой машины, но и на стоимость владения ею. Сюда входит, к примеру, во сколько обходится техническое обслуживание, насколько дорогой является страховка. В частности, что как раз подчёркивают страховщики, стали массово брать каско с франшизой. Так существенно дешевле.
Что касается спроса на автомобили, то ситуация серьёзно не меняется. Хорошо, если бы рынок в этом году вышел в ноль, что маловероятно. После огромного спада продаж в 2015 году в нынешнем также ожидается спад, хоть и гораздо более скромный.
Илья Тюрин, менеджер ключевых проектов Huawei Consumer Business Group в России
Электроника
Илья Тюрин, менеджер ключевых проектов Huawei Consumer Business Group в России:
– Основное последствие нынешнего кризиса в том, что люди стали более придирчивыми. Им уже не так важна марка техники, они обращают внимание на характеристики устройства. Повышается значимость допуслуг от производителя. Если есть возможность сэкономить, люди её используют.
Что касается стоимости, то здесь всё очевидно: спрос смещается в сторону средней ценовой категории. До кризиса хорошо продавались флагманские модели смартфонов, но затем цена уступает место сочетанию цены-качества. Такая избирательность потребителя останется определяющим фактором в ближайшее время.
Елена Сударикова, глава сектора аналитики кредитных продуктов Банки.ру
Банки
Юлия Косецкая, глава отдела анализа банковских услуг Банки.ру (на фото):
– Ставки по вкладам в России постепенно падают с февраля 2015 года. Их роста в ближайшее время не предвидится. При этом спрос на вклады со стороны населения не снижается. Сказывается модель потребления в кризис: люди откладывают деньги. Также по мере отзыва лицензий деньги перетекают в более надёжные банки.
Елена Сударикова, глава сектора аналитики кредитных продуктов Банки.ру:
– Ставки по кредитам в 2015 году снижались, а требования к заёмщикам росли. Получить деньги с плохой кредитной историей стало почти невозможно, поэтому люди пошли в микрофинансовые организации. Ипотеку спасла программа господдержки, а банки активно запускали кредиты для пенсионеров и бюджетников.