Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:00, 18.02.2016

Покаяние сначала, единство — потом

Иерарх Кипрской православной церкви отверг идею христианского единства, о которой говорят документы Всеправославного собора. В своем послании митрополит Лимасольский Афанасий (Николау), которого в православном мире называют «Новым Златоустом», назвал еретиками и раскольниками тех, кто ушел от Церкви, и признал, что есть лишь один путь единения с ними — через их покаяние.

Критика

Критике митрополита Афанасия подвергся документ Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». По его мнению, текст этого документа не соответствует канонам Православной церкви. Текст послания митрополита Афанасия к Священному Синоду Кипрской церкви опубликовал греческий сайт Romfea, а в русском переводе он появился на портале «Православие.Ru».

В документе Всеправославного собора говорится о восстановлении единства всех христиан: «…участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры…».

Митрополит Афанасий воспользовался правом епископа высказать свое мнение о Всеправославном соборе, как это утверждено его регламентом. «В тексте документа совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, — это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, — цитирует послание митрополита "Православие.Ru". — Нет никакой необходимости восстанавливать христианское единство, поскольку оно не было утрачено — просто некоторые христиане выбрали другой, отличный от подлинной православной истины путь. Нет церквей и конфессий, есть лишь те, кто отошли от Церкви, и их нужно называть еретиками и раскольниками».

«Я верю, что фраза о "восстановлении единства христиан" является ошибкой, — продолжает митрополит Афанасий. — Потому как Церковь как народ Божий, соединенный между собой и Главой Церкви, Который есть Христос, никогда не теряла единства с Ним и, следовательно, не имеет нужды вновь обретать или даже искать это единство, потому что оно всегда было, есть и будет».

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау). Фото: tald-blag.kz

По его мнению, глубоко ошибочно приписывать название «Церковь» еретическим или раскольническим сообществам. «Полагаю, что истина должна быть сформулирована четко и ясно и, конечно, с пастырской деликатностью. Мы обязаны быть абсолютно искренними с нашими братьями, которые находятся в ересях и расколах, с любовью и болью молиться за них и делать все возможное для их возвращения в Церковь Христову», — пишет митрополит.

Новый Златоуст

В июне 2010 года митрополит Афанасий резко выступил против визита папы римского Бенедикта XVI на Кипр. В интервью местным СМИ он заявил, что Ватикан всегда использовал проблемы Кипра в своих интересах и никогда не оказывал положительного влияния на проблемы киприотов. Тогда же он выступил перед Священным Синодом Кипрской церкви, где предложил отказаться от любых контактов и участия в мероприятиях, проводимых на Кипре папой. Митрополит Афанасий назвал католицизм ересью и напомнил Синоду слова папы о том, что «православие — это дефектная Церковь».

Афанасий возглавляет митрополию Лимасола с 1999 года. До этого времени он провел 12 лет на Афоне, принимал активное участие в восстановлении Ватопедского монастыря, близко общался со святым старцем Паисием Святогорцем, а в 1991 году был назначен протоэпистатом (управляющим) Афона — то есть фактически главой исполнительной власти на Святой горе. Афанасий стал самым молодым протоэпистатом за всю историю афонской монашеской жизни.

В православном мире митрополита Афанасия называют «Новым Златоустом» — за его способность говорить на актуальные темы, не искажая предание Православной церкви. Объясняя свою критическую позицию к документам Всеправославного собора, митрополит сказал: «Не хочу огорчить кого-либо тем, что написал, и не хочу думать, что учу или сужу моих братьев и отцов во Христе. Я просто чувствую, что должен выразить то, к чему понуждает меня моя совесть», — приводит его слова сайт «Православие.Ru».

Продолжая путь по наклонной

Тем временем подготовка к Собору, который пройдет в июне этого года на острове Крит, идет полным ходом — несмотря на протесты большой части верующих, которые, подобно митрополиту Афанасию, сомневаются в догматической чистоте соборных решений. Опасения по поводу этого мероприятия в разное время озвучивали иерархи Элладской, Антиохийской, Чешской и даже Русской церквей. Так, в декабре 2015 года митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий назвал Собор мероприятием, которое способно породить «массу соблазнов и массу расколов».

Стремясь предотвратить это событие, в России группа православных мирян подала в церковный суд на Константинопольского патриарха Варфоломея — именно он является основным инициатором созыва Собора. Миряне обвиняют «вселенского патриарха» в недопустимых канонами сношениях с католиками и иудеями. По каноническим правилам, после обращения в церковный суд и до его завершения Варфоломей должен быть лишен права священнодействовать и собирать соборы. Заявители надеются, что это позволит им предотвратить созыв Собора, однако реакции на их обращение пока не последовало.

Ключевые слова: Религия
Источник: Русская планета
просмотров: 30

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.