Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

08:00, 05.07.2015

«Люди охотно жертвуют на больных детей, а смотреть на них не любят»

17 июня в городе открылся театр танца для особых детей. Деньги на него довольно быстро собрали за счет частных пожертвований, однако зазвать зрителей на выступления ребят с диагнозом «детский церебральный паралич» оказалось непросто. Корреспондент «Русской планеты» побывала за кулисами нового театра.

Сделать жизнь чуть «нормальнее»

Основатель проекта, он же руководитель театра танца «PROдвижение» Владимир Лопаев в Иркутске известен в качестве танцора и опытного хореографа. Гораздо меньше его в городе знают как педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями. Между тем Владимир уже несколько лет занимается танцами с сыном своей коллеги по Иркутскому театральному училищу 7-летним Сашей, болеющим ДЦП.

— Сложно сказать, что именно и каким образом улучшило Сашино состояние, потому что мы не только танцами занимаемся. У нас целый букет таких «помогаторов». Какие еще? Музыка. Ходим и на концерты живой музыки, и дома она постоянно звучит. Конечно, общение в театре, творческие занятия помогают Саше. Мальчик и физически чувствует себя лучше, и с людьми легче стал общаться. Он охотнее идет на контакт, проще переносит общество множества людей или знакомство с новыми, — рассказывает мама Саши Анжелика.

С другими детьми, сейчас ставшими артистами театра, танцоры «PROдвижения» тоже занимаются давно. Пока не было своего помещения, репетировали на сцене театрального училища по воскресеньям по 5 часов подряд. Вера Кращук из Ангарска еще по два часа тратила на дорогу.

— История Веры стала резонансной после того, как документальный фильм «Сломанная кукла» о маленькой девочке с ДЦП из Ангарска, не оставляющей надежду научиться танцевать, вернулся из Канн с победой. Фестиваль российско-французской культуры в номинации «Герой фестиваля» отметил его специальной наградой, — рассказывает РП волонтер Светлана Наумова. — История Веры, которая мечтает не просто встать на ноги, а танцевать, многих вдохновила. Не только людей, которые стали звонить и предлагать помощь, но и родителей детей с похожими проблемами. Они звонили и признавались, что тоже хотят сделать жизнь своих детей чуть «нормальнее». Многим захотелось дать своим больным детям возможность повторить путь Веры от инвалидной коляски к мечте.

Режиссер Марисоль Галыш решила познакомить девочку с профессиональным хореографом. Им и стал Лопаев.

— Вера всегда танцует, и танцевала с детства. На всех праздниках или если просто музыка вдруг заиграла. Когда она была маленькая и мы носили ее на руках, она просила, чтобы мы танцевали с ней. Реагировала на музыку всегда, — вспоминает Любовь Кращук, мама Веры. — Наверное, поэтому с учителем своих любимых танцев Вера сразу нашла общий язык, и репетиции пошли на пользу. И со стороны Владимира общение с ребенком шло легко, и Вере было интересно. Она Владимира не стесняется, он ее может даже поругать: мол, давай, не филонь, мало стараешься. И девочка его слушается! Понимает, что он ее учитель, что идет настоящая работа.

— Заниматься с Верой я стал интуитивно. Сначала смотрел, что она уже умеет и может делать, какой у нее вообще характер и как она ведет себя при зрителях. Потом еще мой массажист объяснял, как он работает с детьми с ДЦП, — поясняет Лопаев. — Я заметил, что спустя два года занятий у Веры стала лучше двигаться правая рука, возникло чувство ответственности. Тогда-то и появилось понимание, что обучение танцам не должно быть кратковременным, нужно, чтобы оно носило постоянный, системный характер. Ведь такие дети быстро привыкают к тому, что за них все делают, и теряют стимул развиваться дальше.

По этой причине Лопаев решил не ограничиваться постановкой одного спектакля с Верой и занятиями с Сашей. На базе театра танца была создана труппа, куда вошли дети с инвалидностью. Пока в ней всего трое ребят: Вера, Саша и еще Варя. У двоих из них ДЦП, у третьего ребенка задержка в развитии. В спектаклях они играют вместе с профессиональными взрослыми артистами. Организаторы признаются: хоть проекту всего 13 дней и особо рекламой они не занимались, им уже звонили и интересовались, как попасть на занятия. Пока же набор временно приостановлен, так как театр ушел на летние каникулы.

— До конца августа у труппы летний отдых. Продолжаются занятия только в студии, это платные уроки танцев, — сообщает хореограф Мария Яшникова. — А наши дети ударно отпахали два месяца перед запуском проекта и теперь на заслуженном отдыхе. Насколько я знаю, Саша, Варя и Вера твердо намерены в конце лета начать работать в театре снова. Возможно, наберем еще несколько ребят.

Хореограф Мария Яшникова. Фото: Мария Чернова /«Русская планета»

— На вопрос, будут ли репетиции по-прежнему бесплатными, пока ответить сложно. С одной стороны, у театра нет потребности зарабатывать на занятиях с больными детьми, как нет и задачи делать проект коммерческим. Но к нам в Иркутск недавно приезжал с мастер-классом опытный коллега Лопаева из Москвы режиссер интегрированного театра «Круг II» Андрей Афонин. У него 18-летний опыт работы с инвалидами и 25-летний преподавательский стаж. Так вот, Афонин уверен, что платные занятия, напротив, стимулируют «особых» учеников не бросать танцы, настраивая их на серьезный лад и ответственное отношение к репетициям. Впрочем, даже если занятия станут платными, это будет не тот уровень цен, из-за которого детям пришлось бы отказаться от театра, — уточняет Мария.

«Иркутск жертвует из жалости»

Отдельное помещение под независимый театр для детей-инвалидов нашли иркутские активисты проекта «Танцуй со мной» при поддержке фонда «Спортивный Иркутск». На ремонт и обустройство за 3–4 недели волонтерам удалось собрать более 2 млн рублей.

— Один из иркутских предпринимателей предоставил детскому театру почти 200 квадратных метров бесплатно сроком на 3 года. Предполагается, что по истечении этих лет театр сможет сам оплачивать аренду за счет продажи билетов на спектакли. Главное, чтобы занятия для детей-инвалидов остались бесплатными. Место, кстати, отличное, почти в центре Иркутска — в бизнес-центре «Собрание» на улице Октябрьской Революции. Мы, пока искали площадку, обошли множество мест, большинство из которых в муниципальной собственности. Состояние помещений почти везде ужасное: сырость, грязь, разруха, ветхие коммуникации. Так что новое здание с современным лифтом, оборудованное пандусами, даже с учетом черновой отделки — просто подарок для проекта, — говорит директор журнала Vintage и координатор проекта «Танцуй со мной» Евгения Вдовина. — Средства, необходимые на ремонт театра, также удалось аккумулировать за счет частных и корпоративных пожертвований. Кто-то перечислял деньги, кто-то бесплатно давал строительные материалы.

Ремонт был дорогостоящий, потому что детям-инвалидам нужны особые условия: мягкий пол, зеркала, отлаженные коммуникации, хорошие вентиляция и звукоизоляция, хотя бы небольшой зрительный зал и сценическое оборудование. Сейчас помещение практически полностью отремонтировано, есть свет и звук, остались мелкие штрихи, однако премьеру спектакля «Танцуй сердцем» провели уже на новой сцене.

— Новый дом для театра нам очень нравится. Осталось туалет отремонтировать и так, по мелочи, — радуется Мария Яшникова. — Правда, с продажи билетов нам вряд ли удастся оплачивать аренду. Даже через три года. Дело в том, что смотреть на выступления детей-инвалидов готовы немногие. На премьеру нам еще удалось собрать 50 зрителей, но уже на второй прогон пришли от силы человек 12. Люди здоровые охотно жертвуют деньги на больных ребят, но смотреть на них они не любят. Зрители признаются, что на спектакле обычно думают: «Слава Богу, мой ребенок здоров». То есть Иркутск жертвует из жалости, а равного отношения к инвалидам среди горожан по-прежнему нет.

Организаторы воспитательно-просветительского проекта «Безграничные возможности особых детей», которые и инициировали съемку фильма про Веру Кращук, тоже сетуют на то, что к инвалидам россияне относятся в лучшем случае «жалостливо», а бывает, и боятся их. В подобных условиях активисты верят в искусство. Организатор проекта Анастасия Егорова хочет демонстрировать фильм в школах, чтобы знакомить подростков с проблемами «особых» детей.

— Воспитывать неравнодушное отношение нужно как можно раньше, при этом никакие учебники не смогут детям его привить. Требуется особая форма внеклассных уроков. Человек смотрит фильм, и за считанные 40 минут у него меняется мировоззрение. Так мы воспитаем поколение толерантных людей, с открытой душой, — уверена Анастасия.

А больше всех верят в силу театра родители детей-инвалидов. Например, Анна Щеботова. Она тоже хочет, чтобы ее сын Валера, ребенок на коляске, там занимался.

— Валера очень любит музыку, танцы, ему нравится рисовать. Пока он больше смотрит, но по телефону нам обещали обязательно взять его в театр, и тогда исполнится его самая большая мечта, — признается Анна. — Но, наверное, пока не наступит осень и не начнутся занятия, мы так и не осознаем, что такой театр в нашем провинциальном Иркутске действительно заработал и нас туда на самом деле приняли. Дело в том, что до этого опыт у нас был не очень удачный. Валеру не взяли в музыкальную школу, хотя способности, сказали, есть. Объяснили, что остальных детей станет смущать его коляска, а ему самому будет неловко среди здоровых.

Ключевые слова: Новости кино
Источник: Русская планета
просмотров: 72

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.