Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:00, 05.07.2015

Нравственный закон внутри Минздрава

В документе определены основные направления совместной работы министерства и РПЦ ради улучшения качества жизни населения. «Для Церкви болезнь всегда была фактором не только физического, но и духовного воздействия на человеческий организм. Может быть, именно поэтому миссия исцеления всегда была миссией Церкви, начиная со служения Господа Иисуса Христа. Он не только учил людей — Он их исцелял», — подчеркнул 18 июня на подписании соглашения Святейший Патриарх Кирилл.

О чем договорились

Как сообщили РП в Минздраве, сотрудничество подразумевает подготовку специалистов в сфере охраны здоровья, совместную работу по пропаганде здорового образа жизни и ответственного отношения к проблемам донорства крови, трансплантации органов и тканей.

В рамках соглашения также планируется создание центров кризисной беременности, где каждая женщина, решившаяся на аборт, сначала получит консультацию психолога и представителя Русской православной церкви.

Наконец, предполагается, что Церковь будет активнее участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказании помощи инвалидам. А Минздрав поддержит проект РПЦ в оказании паллиативной помощи больным боковым амиотрофическим склерозом (самый известный в мире пациент с этим заболеванием — английский физик Стивен Хокинг, — РП).

По словам председателя Синодального отдела по благотворительности Московского патриархата епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, соглашение позволит Церкви вместе с государством помогать еще большему числу людей.

Сестра милосердия и пациент Южного кардиологического центра годовалый Валерий. Его благословляет архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. Фото: Сергей Венский / РИА Новости

«Алкоголе- и наркозависимые, бездомные, люди в трудной жизненной ситуации, которым сейчас помогает Церковь, часто нуждаются не только в социальной и духовной поддержке, но и в медицинской помощи. Многие подопечные наших сестричеств милосердия — это лежачие пациенты больниц, которых не навещают родственники. Им требуется ежедневный уход, без которого они попросту могут погибнуть. Замечено, что в отделениях больниц, где трудятся сестры милосердия, смертность ниже, чем в других отделениях, — рассказывает владыка Пантелеимон «Русской планете». — Важное направление нашего сотрудничества с Министерством здравоохранения — профилактика абортов. Церковными организациями в разных регионах накоплен положительный опыт предабортного консультирования, социальной помощи женщинам».


На сегодняшний день в России работают более 50 церковных центров защиты материнства, 27 церковных приютов для женщин с детьми и беременных в кризисной ситуации, 26 из которых созданы в последние 5 лет. В Церкви функционируют около 30 центров гуманитарной помощи, более чем в 25 епархиях ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях.

На территории России действуют свыше 250 церковных проектов помощи бездомным. В число этих проектов входят 76 приютов для людей, оказавшихся без крыши над головой, суммарной мощностью 2017 мест, 6 низкопороговых сезонных пунктов временного размещения бездомных, 110 благотворительных столовых, 56 пунктов выдачи вещей, 11 мобильных выездных служб срочной социальной помощи, действует сертифицированный санитарный пропускник.

Уже сейчас по просьбе Церкви Министерством здравоохранения прорабатывается вопрос о создании пунктов амбулаторной помощи бездомным в городах с населением свыше 500 тысяч человек. Эти пункты облегчат получение бездомными медицинской помощи и снизят угрозу распространения инфекционных заболеваний.

Еще одна важная тема — утверждение трезвости и профилактика алкоголизма. Достигнуты договоренности о поддержке министерством Всероссийского дня трезвости (11 сентября), восстановленного в России в 2014 году Священным Синодом Русской православной церкви. Поддержит ведомство и распространение макетов социальной рекламы «Трезвый город», подготовленной при участии Русской православной церкви.


Работа перинатального центра в Рязани. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Мнение религии большинства до сих пор не учитывалось

Представитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Максим Обухов считает, что подписанный документ — это очень важный шаг. «Все понимают, что сотрудничество необходимо. Что касается социального служения, то Русская православная церковь много и давно этим занимается. Существуют больничные храмы, группы добровольцев, обширные программы по сбору помощи средств на лечение, — рассказывает он. — Но в части биоэтики (учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. — РП) есть очень много сложностей».

Дело в том, что в сфере здравоохранения до сих пор не учитывалось мнение представителей религии большинства, которая определила и культуру, и историю нашего общества.

«Существует ряд проблем в сфере репродуктивных технологий — например, мнение Церкви о необходимости запрета суррогатного материнства полностью проигнорировано, — продолжает отец Максим. — К сожалению, эти технологии у нас развиваются, и ими также пользуются иностранцы, потому что во многих развитых европейских странах — например, в Германии, Италии, Франции, Норвегии, Австрии, Швеции — суррогатное материнство запрещено. В других западных государствах разрешено только некоммерческое суррогатное материнство. Поэтому богатым иностранцам приходится ездить за детьми в страны третьего мира. К сожалению, в том числе и в Россию. Надеюсь, что новое соглашение с Минздравом изменит ситуацию. Ведь подобные документы принимались и раньше, самое заметное — еще Минздравсоцразвития, но это были лишь формальные договоренности, которые ни на что не влияли».

Визит митрополита Варсонофия в Перинатальный центр. Фото: Петр Ковалев / ТАСС


Из Основ социальной концепции Русской православной церкви:

«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.


По словам представителя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, до сих пор в России не решена и проблема направления денег, собранных в качестве налогов, на сомнительные в этическом отношении процедуры — аборты, искусственное и экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

«На последнее уходят миллиарды рублей государственных субсидий. Хотя в Основах социальной концепции Церкви указано, что ЭКО допускается при соблюдении некоторых условий, в реальной жизни происходит и редукция эмбрионов (оперативная методика по уменьшению количества плодных яиц при многоплодной беременности. — РП), и торговля эмбрионами и донорскими клетками на черном рынке, — констатирует он. — По моему мнению, должны быть убраны государственные субсидии на репродуктивные технологии, потому что странно ради улучшения демографии расходовать миллиарды рублей на ЭКО, в то время как в стране существует такая проблема, как экстремальная нищета многодетных, я подчеркиваю — не бедность, а нищета. Много многодетных просто бездомных. Дом в деревне можно построить за миллион рублей, за миллиард рублей можно построить 1000 домов для многодетных».

РП побеседовала на условиях анонимности с гинекологом, проработавшим много лет в Научном центре акушерства и гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова. По его словам, действительно существует черный рынок и яйцеклеток, и эмбрионов. «Если полученный материал — яйцеклетки, эмбрионы — оказывается хорошего качества, то его просто воруют и затем продают сами врачи. Ведь женщина ничего проверить не сможет — сколько было получено яйцеклеток, сколько эмбрионов, какого они были качества. Говорится, что плохого — и все. Кстати, сейчас донорская яйцеклетка стоит 270 000 рублей. Своей дочери я бы делал ЭКО только сам лично».

Сторонники использования экстракорпорального оплодотворения часто говорят о том, что с помощью этой процедуры решается демографический вопрос. На самом деле на российскую демографию влияет другая процедура — абортная. По статистике каждый год в России миллион малышей лишается жизни в утробе матери.

«Женщина должна знать, какие риски несет аборт»

«На самом деле абортов больше, потому что химическое прерывание на раннем сроке в статистику не попадает, — говорит отец Максим. — Это все наносит демографический ущерб. Прямой — дети не рождаются, и опосредованный — искусственное прерывание беременности разрушает женское здоровье и часто оборачивается бесплодием. Искусственное прерывание беременности — одна из причин, по которой у нас сокращается количество населения. Поэтому мы очень надеемся на то, что будет отменено государственное финансирование абортов и откроются кризисные центры поддержки беременности при роддомах».

Существуют общепринятые принципы оказания медицинской помощи и в России, и за рубежом. Один из них — это принцип информированного согласия. Если вы идете на процедуру или принимаете таблетку, то должны быть предупреждены о рисках. Предабортное консультирование женщин, которым будут заниматься кризисные центры, и является формой этого согласия. Потому что искусственное прерывание беременности всегда является риском и бесплодия, и гинекологических проблем, и психологических. Лечебное учреждение обязано предупредить о них. И, конечно, сказать женщине, что ребенок не часть ее тела, а отдельное существо — это биологический факт. Стоит сказать, что беременная женщина сможет и отказаться от консультирования.

По словам протоиерея Максима Обухова, идея организации кризисных центров взята из опыта Германии. «Немецкое общество исходит из того, что у эмбриона есть право на жизнь. Поэтому каждая женщина, собирающаяся сделать аборт, должна пройти через какой-то фильтр. В Германии это комиссия, где беременная получает консультацию и ей пытаются оказать какую-то материальную помощь. Например, в случае агрессии со стороны отца ребенка или родителей, которые выгоняют из дома, женщине может быть предложен приют, — говорит священник. — Надеюсь, что у нас так же будет устроено. И государственные миллиарды пойдут вместо финансирования абортов и сомнительных репродуктивных технологий на поддержку беременных женщин, передумавших убивать ребенка».

Сестра милосердия совершает обход больных отделения сестринского ухода горбольницы на улице Моховая. Фото: Александр Гальперин / ТАСС

По словам исполнительного директора всероссийской программы «Святость материнства» Владимира Мищенко, в результате предабортного консультирования в России уже удалось спасти 11 тысяч детей: до 20% женщин отказываются прерывать беременность после разговора с психологом. Если исходить из количества абортов — 1 млн, — то с помощью кризисных центров ежегодно можно спасти жизни около 200 тысяч маленьких россиян.

Дородовой отсев детей

Руководитель проекта «Ты не одна» всероссийской программы «Святость материнства», психолог — семейный консультант Елена Рагулина считает, что большинству женщин с незапланированной беременностью, конечно, нужна квалифицированная помощь. «Разъяснить последствия, пробудить материнские чувства, помочь осознать ситуацию. Часто бывает, что для того, чтобы женщина передумала, достаточно информации о том, что сердечко бьется на 4-й неделе, что это уже ребенок, что в 7–8 недель ручки, ножки уже можно рассмотреть», — говорит Рагулина.

Есть еще одна этическая проблема, которая нашла отражение в документе: РПЦ и Минздрав будут совместно оказывать помощь и поддержку беременным женщинам, у которых в результате пренатальной диагностики выявлены нарушения развития плода. Если все же родится нездоровый ребенок, то мама сможет рассчитывать на поддержку Церкви и министерства.

«Скрининг, а фактически это дородовой отсев детей — безнравственная операция, потому что за ним не стоит забота о ребенке. Малышу можно помочь, но это стоит дороже, чем аборт, поэтому женщину и принуждают к нему. Мы много работаем с беременными и постоянно сталкиваемся с гипердиагностикой и постановкой ложных диагнозов, — говорит протоиерей Максим Обухов. — Приходит женщина на скрининг, ей говорят: ваш ребенок урод, делайте аборт. Она отказывается и рожает здорового ребенка. Я надеюсь, что все эти проблемы в результате диалога и общественной дискуссии, открытого обсуждения будут разрешены».

По словам представителя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, хотелось бы, чтобы от Церкви ждали не только социального служения и помощи больным, помощи в волонтерских движениях, но и чтобы традиционные семейные принципы, исповедуемые Церковью, влияли на принятие решений, связанных с биоэтикой. Пока дело идет не очень успешно.

Ключевые слова: Религия
Источник: Русская планета
просмотров: 102

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.