Один из самых дорогих художников в мире родился в небогатой семье выходцев из Словакии, чтобы прожить сумасшедшую жизнь под измененным именем.
Лондон, 2 июля. Картину Энди Уорхола «Один доллар» продали почти за 33 млн у.е. на аукционе в британской столице. Почему полотна короля поп-арта ценятся так высоко, выяснил корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.
Это единственная картина Энди Уорхола, которую он писал «от руки», шелковые трафареты и коллажи более привычны для художника. Имя покупателя, выложившего баснословную сумму за «Один доллар», держится в секрете, как и имена многих других владельцев бесчисленных эпатажных работ.
При жизни и после смерти к Уорхолу относились по-разному. Но есть и факты: он родоначальник жанра и в чем-то провидец.
«В один из тех вечеров, когда я спрашивал о новых идеях человек 10-15, одна моя подруга, наконец, задала нужный вопрос: «Ну, а что ты сам больше всего любишь?» Так я начал рисовать деньги», - написал сам мэтр в своем дневнике.
Он родился в 1928 году в Пенсильвании в промышленном городке Питтсбурге в семье мигрантов из Словакии, настоящее имя художника - Андрей Вархола. Детство было бедное: отец с утра до ночи трудился на фабрике, мать без конца стирала и готовила на большую семью. Он донашивал старую одежду за старшими братьями и все время мечтал о роскошной жизни, рисовал ее и складывал коллажи из глянцевых журналов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Тайная вечеря» Энди Уорхола ушла с молотка за 9,3 млн долларов
Рисовал Вархола хорошо, закончил университет Карнеги по дизайну. Им восторгались и пророчили великое будущее. Художник переехал в город возможностей Нью-Йорк. Его первой работой стали иллюстрации к статье «Успех - это работа в Нью-Йорке», и не где-нибудь, а в модном журнале Glamour.
Спустя год он создал плакат против наркотиков, который объявили лучшей рекламой года. Тут художника озарило: он больше никакой не Андрей Вархола, а - чисто-по-американски - Энди. Энди Уорхол. Гламурный тусовщик, загадочная личность. Уникальный во всем человек.
На взлете карьеры Энди даже признавался «Если бы в Нью-Йорке торжественно открывали сортир, я пришел бы туда первым».
Именно он придумал поп-арт - смесь высокого и одновременно массового. Полная эклектика, коллажи, реклама, вывески, эксперименты.
«Все первооткрыватели, все художники, которые изобретают какой-то новый художественный язык, становятся своеобразными маяками в истории искусства. Поэтому его и называют королем поп-арта», - сказала специалист по истории изобразительного искусства Олеся Бабушкина.
в 1962 году персональная выставка молодого Уорхола зрителей сначала озадачила, а потом поразила. На стенах - сплошная реклама, как в магазине. Coca-Cola, доллары, этикетки и ценники... Так появилась новая красота по-американски. Вещизм вызвал восторг у всех от претенциозных критиков, потому что это новое, до домохозяек, потому что родное, повседневное.
Потом появилась Мерилин Монро в психоделических цветах, и об Уорхоле заговорил весь мир. Он создал целую фабрику дизайна со множеством подмастерьев. У него была масса энергии, которой хватало на все: тусовки, интервью, изобретение нового. Он черпал вдохновение из всего вокруг, стал изобретателем аэрографии на автомобилях. И даже крутые пацаны из России 90-х знали и почитали Энди, если, конечно, судить по фильму «Бригада».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Авария серебряной машины» Уорхола ушла с молотка за 105,4 миллионов долларов
Кстати, кинематограф тоже покорился художнику, и тоже в модернистской манере. Он любил подсматривать: включал камеру на много часов и снимал разных людей. Это вылилось в одиозный проект. С друзьями снял небоскреб Empire: залезли на высотку напротив и 6 часов 40 минут снимали главный и тогда самый высокий символ Нью-Йорка одним планом. А потом замедлили запись и устроили громкую премьеру. Восемь часов зрители просто смотрели на здание. Сам автор заявил, что хотел показать, как течет время. Картину назвали шедевром.
С тех пор что бы ни делал король поп-арта, все по умолчанию считалось гениальным. Даже когда вдохновение пропало, он не остановился, в сделал выставку автопортретов.
«У меня просто закончились идеи. Это самый простой путь к успеху, ведь все постоянно делают одно и то же…», - сказал тогда художник.
В 60-х о нем говорили и писали все. Вокруг него были скандалы, наркотики и смерти. Друг покончил жизнь самоубийством после того, как Уорхол поссорился с ним и отказался снимать его в одном из фильмов. Муза умерла от передозировки наркотиков...
В 1968-м радикальная феминистка, тоже в прошлом его актриса, пришла на фабрику и трижды выстрелила Энди в живот: клиническая смерть, долгая реабилитация на больничной койке... Она сказала: «Он слишком контролировал мою жизнь». После больницы Уорхол стал инвалидом и до конца жизни ходил в бронежилете - боялся повторного покушения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картина Уорхола «Статуя свободы» продана за 43 млн долларов
В 70-х он был самым высокооплачиваемым и престижным художником. Он делаел портреты звезд: Мика Джаггера, Лайзы Миннелли, Дайаны Росс, Джона Леннона, открывал журналы, издавал книги и дневники. Но к 80-м Уорхол начал терять популярность. Критики говорят, это оттого, что он все больше и больше говорил о деньгах, об искусстве как бизнесе - и ни о чем личном.
Король поп-арта умер в 1987 году от сердечного приступа. Все свое состояние - 100 млн долларов - он завещал фонду помощи молодым художникам. Общую стоимость его произведений, находящихся в частных коллекциях и музеях, не берется подсчитать никто. Самой дорогой работой Энди Уорхола стало полотно «Авария серебряной машины, или Двойная катастрофа». Картину продали почти за 105,5 млн долларов.
Передает mir24.tv.