Они побуждали к действию, агитировали и разъясняли. Поднимали боевой дух и в популярности не уступали радио и газетам. В годы войны плакаты стали главным жанром советского изобразительного искусства.
Москва, 9 мая. Они побуждали к действию, агитировали и разъясняли. Поднимали боевой дух и в популярности не уступали радио и газетам. В годы войны плакаты стали главным жанром советского изобразительного искусства. Сорвать или заклеить плакат считалось предательством, передает «МИР 24».
«Родина-мать зовет!» - самый известный военный плакат, переведенный на все языки Советского Союза. В 1941 году его нарисовал художник Ираклий Тоидзе.
Мотив напрямую перекликался с плакатом времен Гражданской войны, который снова стал актуальным - «А ты записался добровольцем?». И новым тыловым - «Чем помог фронту ты?»
Женщина, заменившая мужчину у станка, за рулем трактора или штурвалом комбайна - еще один многократно повторяемый сюжет «За Родину, за честь, за свободу», «Бей фашистского гада», «Вся надежда - на тебя, красный воин!» и, конечно, знаменитый плакат Корецкого «Воин красной армии, спаси!» - их отправляли на фронт вместе с патронами и снарядами, чтобы поднять солдатам боевой дух.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Секреты фронтовых мелодий. Как песня помогла победить?
«За Родину, за Сталина!», «В Атаку», «За спиной - Москва», «Ни шагу - назад!» - художники объясняли, как страшна беда. Но десятки рисунков подбадривали: красный воин неминуемо одолеет врага.
Карикатуры на Гитлера - особый жанр плакатного искусства. Чаще всего фюрера изображали животным, сравнивали с разбитым ранее Наполеоном и обязательно грозили штыком.
Военное изобразительное искусство невозможно представить без группы «Окна ТАСС». Душой коллектива были художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, работающие под общим псевдонимом «Кукрыниксы». Быстро и с чувством юмора они реагировали на любое событие войны.
Поэты - Демьян Бедный, Жаров, Лебедев-Кумач и Маршак писали к их рисункам стихи.
«Клыки расшатаны, подбиты/Кровоподтеки... пол-уса.../Глаз лютый лезет из орбиты/И все отчаянней, гляди ты,/Свирепость бешеного пса» - к примеру, так в 1943-м писал о Гитлере поэт Бедный.
А это уже стихи Маршака: «Штурмовиков везут на фронт/Берется немец за ремонт/Вбивает в шпалу он костыль/Но вдруг удар, огонь и пыль/Осколков огненный фонтан/Взорвал дорогу партизан».
До и после - излюбленный сюжет коллажей, призывающих к действию. Как рос оптимизм художников, видно по новогодним плакатам 1942-го и 1945-го годов. Художники и поэты страстно верили в неизбежную Победу. Приближали ее, как могли, и конечно прославили.
Передает mir24.tv.