Кроме паломников, приезжающих помянуть предков, людей в селении, которое считается святым, больше не осталось; восстанавливать дома молодежь не хочет, а потому, постепенно приходят в запустение могилы шейхов и древняя мечеть
В дагестанском ауле Кара-Корейш завтрашний праздник будет встречать только 1 местный житель. Кроме паломников, приезжающих помянуть предков, людей в селении, которое считается святым, больше не осталось. Восстанавливать дома молодежь не хочет. В горах - дело это не только очень трудоемкое, но и не дешевое. А потому, постепенно приходят в запустение могилы шейхов и древняя мечеть, история которой начитывает уже 1500 лет. В исчезающем ауле побывал Марат Лугуев.
Марат Лугуев, корреспондент:
- Более 1000 лет тому назад, Кара-Корейш, представлял из себя довольно крупный населенный пункт, практически город в горах. Основанный арабами - корейшитами, "аул-крепость" как называют его здесь, долгое время являлся центром распространения ислама в Дагестане и был столицей дагестанских феодалов.
Сейчас некогда большое село, практически разрушено. Единственный житель - Багомед Рамазанов, следит за местными святынями и встречает паломников, которые часто бывают здесь в Рамадан, священный для мусульман месяц.
Багомед Рамазанов, житель села Кара-Корейш:
- Это мое родное село и отцовский дом здесь, мне например, в городе дышать трудновато, поэтому решил, уже 8-й год здесь, переселиться в свое родное село. Сегодня оно находится в развалинах, конечно, хотелось бы видеть, что возродилось село.
Древний аул Кара-Корейш почитают как святое место, мечеть, чей возраст более 1500 лет, могилы шейхов - святых людей, и множество преданий, притягивают сюда паломников. Помолиться, среди древних святынь, в горах Дагестан считается почетным делом. Здесь же паломники раздают друг другу садака - своеобразное угощение из сладостей.
Это вам, это вам садака, и пусть у каждого из нас, кто сюда пришел, исполняются желания.
Большинство из тех, кто сюда приезжает - потомки местных жителей. Разрушенные дома восстановить бы рады, но строительство в горах, очень трудоемкое и недешевое дело. Да и подрастающее поколение не стремиться здесь жить.
Ашура Кандаева, жительница села Мамедкала:
- Это развалины вот то, что осталось, вот аркообразный вход, это видимо зал был.
Ашура Кандаева показывает сыну останки дома его прадедов. В 1944-м году местных жителей переселили в Чечню, а вернувшись обратно, никто не захотел жить в разрушенном временем и труднодоступном ауле.
Ашура Кандаева, жительница села Мамедкала:
- Мы приехали на историческую родину моего сына, можно так сказать. С целью, чтобы они не забывали, корней своих, своих предков, показать достопримечательности.
С каждым годом паломников в Кара-Корейше становится все меньше, молодежь забывает обычаи предков и подобные аулы, а таких в Дагестане несколько, существуют только за счет пожилых энтузиастов, не желающих уходить с родной земли. Старинные здания, мусульманские святыни, дома - памятники архитектуры, постепенно разрушаются, и вместе с ними исчезает история и духовное наследие дагестанцев.
Марат Лугуев, Шехали Шехалиев. Южное Бюро "ТВ Центра". Дахадаевский район, Дагестан.