Ее основали в еще XVI веке; но монастыря нет на туристических картах, а сама его история хранит множество тайн и загадок
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который вместе с президентом побывал сегодня в Туле, встретился там с духовенством местной епархии. Кирилл призвал монахов больше внимания уделять молитве и образованию. Он признал, что не во всех монастырях сейчас есть духовное благополучие.
Уникальная обитель, которой нет даже на туристических картах - добираются до нее единицы, а история монастыря уже сама по себе подталкивает к разговору о духовности.
От ближайшего населенного пункта до Кожеозерского Богоявленского монастыря 60 километров; летом это 3-4 дня по бездорожью через тайгу и болота. Очень часто путники не выдерживают изматывающего путешествия и возвращаются назад. Зимой в монастырь отправляются на лыжах и на снегоходах, но "белая колея" таит свои опасности - после того, как год назад замерз паломник, настоятель отец Михей попросил не публиковать маршрутные карты и навигационные координаты. Кому надо - найдут. Нам надо - мы нашли.
Кожеозерский Богоявленский монастырь - один из самых потаенных уголков Русского Севера. Обитель основали в XVI веке. Как в экстремальных условиях удавалось не только выживать, но и строить прекрасные каменные храмы - загадка. А теперь остались только руины.
История монастыря - трагическая иллюстрация к той цивилизационной "черной дыре", в которую в начале века свалилась или в которую столкнули Россию. В 1918 году пришли "красные" и расстреляли монахов, потом пришли "белые" и расстреляли "красных", потом пришли сотрудники НКВД и устроили здесь колонию, потом пришли колхозники и устроили здесь хлев, потом долгие десятилетия сюда не приходил никто.
Отец Михей вместе с двумя монахами из Оптиной пустыни ступили на заснеженную землю в 1998 году с надеждой вернуть жизнь заброшенной святыне. Но слишком тяжелым испытанием оказывались аскетический быт и оторванность от Большой земли - люди уходили - кто через месяц, кто через полгода.
Иеромонах Михей, настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря:
- Не мог себе помыслить, что когда-то я уеду на север и буду в такой глуши жить, и тем более, один. Я трижды сюда приходил, брал благословение, и только на третий раз я решился, что буду сидеть и терпеть до конца, чего бы это ни стоило.
Инок значит иной. Во все времена Русь была богата подвижниками, отказывавшимися ради веры от мирской суеты, от удобств, а нередко и от самой жизни.
Иеромонах Михей, настоятель Кожеозерского Богоявленского монастыря:
- Близко к унынию состояние вначале, а потом легче и легче.
Сейчас, спустя 10 лет, в монастыре тяжелейшими трудами восстановлен храм Тихвинской иконы Божьей Матери, отремонтирован братский корпус, появились хозяйственные постройки. Несколько человек остаются на зимовку. Они просят их не снимать - монастырская жизнь строго оберегается от посторонних глаз. Только колокольный звон, плывущий над спящими лесами, возвещает, что здесь, как и столетия назад, монахи снова молятся за свои и за наши души, за Россию.
Когда сломался снегоход, на котором мы приехали, и наша съемочная группа рисковала оказаться в тяжелой ситуации, братия без лишних слов выкатила монастырский "Буран", и брат Виктор лихо домчал нас до лесовозного "зимника". А хорошее это все-таки слово "брат".