Вряд ли найдется подросток, особенно мальчишка, который не мечтает управлять автомобилем. И родители, идя на поводу, сажают ребенка без должной подготовки за руль. О том, как и с чего начать обучение, «Москвичка» узнала у директора автошколы Ивана Костина.
Осязаемая цель
Каждый водитель начинает свое обучение с теории — то есть с правил дорожного движения.
— Ограничений по возрасту на изучение теории не существует, — говорит Иван Костин. — Скорее наоборот. В этом вопросе нужно руководствоваться поговоркой «чем раньше — тем лучше». Даже если вашему ребенку всего семь-восемь лет, знание правил дорожного движения ему не помешает, напротив, убережет от возможных неприятностей.
Теорию можно подкрепить практикой в детских автоклубах. Там ребята учатся ездить на небольших машинках, останавливаться на красный сигнал светофора, пропускать пешеходов.
— Понятно, что такая игра приучает малышей к ответственному поведению на дороге. Но также понятно, что 16-летнего подростка в игрушечный автомобиль не посадишь. Да и учить правила дорожного движения просто так не заставишь, хотя в таком возрасте увлеченность каким-то серьезным делом бывает просто необходима. Требуется более осязаемая цель.
И этой целью может стать получение водительских прав.
К тому же воспитанники детско-юношеских автошкол изучают не только основы безопасности дорожного движения, но и устройство автомобиля, правила оказания медицинской помощи, юридические аспекты, связанные с владением и управлением автомобилем. Возможно, что это поможет им определиться с выбором будущей профессии.
Долгое обучение
Согласно законам обучаться управлению легковым автомобилем можно с 16 лет. Сдать экзамен на получение прав — с 17 лет. Но водительское удостоверение на руки выдадут только по достижении 18-летнего возраста.
Как показывает практика, даже взрослые стремятся поскорее сесть за руль. Поэтому закономерно спросить — зачем раньше времени дразнить подростка, отправляя его в автошколу или клуб? — Вопрос не лишен смысла, — соглашается Костин. — Если ребенок в 16 лет пройдет обучение, то ожидание квалификационных экзаменов, а потом и получения водительского удостоверения, может толкнуть его на необдуманный шаг — взять родительскую машину и поехать с друзьями кататься. Именно поэтому некоторые эксперты рекомендуют начинать обучение за два-три месяца до 18-летия, чтобы затем получить права и начать водить автомобиль.
Однако я считаю, что долгое обучение поможет начинающему водителю освоиться на дороге, что достигается только практикой. А вот предостеречь от глупостей — уже вторая задача. И ее родителям тоже придется решать.
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов тот факт, что длительное обучение будет стоить дороже, чем стандартный курс в автошколе.
— Но руководствоваться экономической выгодой в данном вопросе, на мой взгляд, крайне недальновидно, — говорит Иван Костин. — Речь все же, в первую очередь, идет о безопасности. Согласитесь, лишние часы вождения с инструктором еще никому не помешали, даже взрослому. Именно поэтому многие берут дополнительные занятия.
Опасный скутер
Еще несколько лет назад количество аварий на дорогах с участием скутеров зашкаливало. Ситуацию удалось переломить во многом благодаря тому, что управление такими транспортными средствами перевели в правовое русло.
— В 2013 году была введена категория водительских прав М, которая позволяет управлять мопедами и скутерами, а также категория А1 — для мотоциклов с двигателем небольшого объема (до 125 кубических сантиметров), — поясняет Иван. — Получить такие права могут лица, достигшие 16-летнего возраста.
И не стоит заблуждаться, что если ваше транспортное средство имеет объем двигателя менее 50 кубических сантиметров, права на вождение им вам не нужны.
— Чтобы получить права категории М, — продолжает Костин, — необходимо записаться в мотошколу или автомотоклуб и пройти обучение. А затем и аттестацию в ГИБДД.
Штраф за отсутствие прав на вождение мопедом составляет до 15 тысяч рублей. Водитель будет отстранен от управления, а мопед отправлен на штрафстоянку. И забрать его оттуда сможет уже только тот, у кого есть права.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юлия Цыкурова, мама юных автолюбителей:
— Своих сыновей Алексея и Юрия записала в московский городской автомотоклуб, когда им было три и пять лет. Конечно, занятия авто- и мотоспортом нельзя сравнивать с ездой по городу. На спортивной трассе ребята ведут себя агрессивно, так как они нацелены показать лучший результат. И правы специалисты, говоря, что занятия спортом накладывают отпечаток на манеру управления автомобилем. Но существует и плюс. В мотоспорте есть такое техническое понятие — «закусить газ». Оно сродни выражению «закусить удила». Именно так порой ведет себя молодежь на дороге, создавая аварийные ситуации. Сейчас, когда старшему сыну исполнилось 18 лет и он управляет автомобилем, я знаю, что газ он «не закусит», так как понимает границу своих возможностей и что такое ответственность. И в этом ему помог спорт.
ВАЖНО
Если управлять автомобилем легче с коробкой-автомат, то экзамены лучше сдавать на механике. Тем, кто сдал экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами с любой коробкой. А вот те, кто решил облегчить себе задачу, выбрав коробку-автомат, получат право управлять транспортными средствами только с автоматической трансмиссией.