Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

00:00, 06.12.2007

Взаимоотношения России с Североатлантическим альянсом проходят серьезные испытания

Известный немецкий политолог, эксперт фонда имени Конрада Аденауэра, преподаватель академии Бундесвера д-р Свен Сингхофен в интервью "МН" рассказал о своих взглядах на немецко-российские проблемы.



МН: В отношениях между НАТО и Россией наступил явно не легкий период. Почему это произошло?

Сингхофен:
Россия снова видит себя супердержавой и хочет, чтобы в мире это признали. В Москве считают, что это желание России не воспринимается всерьез европейскими странами. Поэтому надо говорить об известной асимметрии в кооперации между НАТО и Россией. К примеру: Россия хочет партнерских отношений с НАТО в Европе, но одновременно ищет себе союзников в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. - Ред.). НАТО пока отвергает такую позицию России. Я бы назвал этот период так - "Асимметрия между претензиями сторон и их ожиданиями".

МН: Начало всему положили в известной мере планы США разместить ПРО в Европе. Возможны ли подвижки в сторону решения этого конфликта?

Сингхофен:
Я не исключаю, что удастся договориться к обоюдному удовлетворению НАТО и России. Этот вывод я сделал, послушав речь Путина, которая была недавно показана по вашему телевидению. В Европе и США идея работать совместно с Россией в вопросе ПРО остается. Например, российским военным для создания базы доверия между двумя сторонами предлагается постоянно присутствовать на новых объектах ПРО в Польше и в Чехии. К сожалению, никаких конкретных договоренностей пока еще нет, но обе стороны будут стараться избежать обострения ситуации. Пока еще не наступил момент, когда для сохранения лица одна из сторон будет готова откланяться.

МН: Какую роль может сыграть НАТО в разрешении этого конфликта?

Сингхофен:
Самое большое, что может НАТО, - сыграть роль посредника в этом споре. Ведь речь идет о билатеральных проектах между США и двумя восточноевропейскими странами. Поэтому НАТО могло бы создать некий форум, где будет обсуждаться эта проблематика. Это создает атмосферу доверия, пока вряд ли можно ожидать чего-то большего. Любые совместные планы в вопросе НАТО - Россия будут зависеть от того, как будут двигаться переговоры США - Россия.

МН: Значит ли это, что решение останется за американцами, а европейцы особого права голоса не имеют?

Сингхофен:
Если американцы до сих пор и имеют решающее влияние на НАТО, тем не менее есть еще интересы других стран, в первую очередь европейских. Поэтому НАТО вполне имеет возможность сыграть роль посредника в этом вопросе.

МН: Какие европейские страны вы имеете в виду - Германию?

Сингхофен:
Официальная позиция немецкого правительства - это поддержка точки зрения американской стороны. При этом возражения русских воспринимаются как тактический ход, поскольку ПРО не несет в себе угрозы для России. Но в большой правительственной коалиции имеются и противоположные мнения. Со стороны Польши и Чехии тоже нет стопроцентной поддержки планов ПРО. Если это суммировать, то можно сказать, что в Европе есть несколько игроков, готовых к кооперации с Россией.

МН: Еще одна проблематичная ситуация - это расширение НАТО, особенно за счет бывших республик экс-СССР. Захотят ли в НАТО пойти на обострение с Россией из-за нескольких новых членов?

Сингхофен:
Возможное вступление Украины и Грузии в НАТО является для России важным вопросом. Россия очень рассчитывает на то, что НАТО не станет расширяться за счет этих стран. Однако, думаю, если большинство украинского населения захочет в НАТО, то вряд ли у России найдутся аргументы против этого.

МН: А если Россия захочет тоже вступить в НАТО?

Сингхофен:
Принципы НАТО таковы, что членами могут стать только те страны, которые полностью соответствуют принятым у нас демократическим принципам. Члены НАТО обязаны эти принципы исполнять и поддерживать. Россию, как мне кажется, мы можем пока из числа кандидатов исключить. Хотя Россия и заявляет, что поддерживает принципы демократии, де-факто это пока выглядит по-другому.

МН: Через несколько дней ДОВСЕ (Договор об обычных вооружённых силах в Европе. - Ред.) перестанет существовать де-факто. Не несет ли Европа тоже определенную ответственность за такой ход событий?

Сингхофен:
Я разделяю мнение многих западных экспертов о том, что ДОВСЕ был основным камнем фундамента безопасности Европы. Я добавлю к этому, что аргументы российской стороны были более весомыми. Например, некоторые новые члены НАТО считаются еще принадлежащими к восточному блоку - к Варшавскому договору, и новый ДОВСЕ они пока не ратифицировали. Поэтому позиция России понятна. Но я бы считал контрпродуктивным прекращать этот договор в одностороннем порядке, вместо того чтобы сесть всем вместе и достичь нужного согласия.

МН: В числе возможных ответов на ПРО в Европе, на расширение НАТО, в России упоминалось установление ракет средней дальности под Калининградом. Прокомментируйте этот вариант.

Сингхофен:
Что касается высказывания руководителей России о размещении ракет средней дальности под Калининградом, направленных на цели в Европе как ответ на американские планы ПРО, то это действительно важный пункт в отношениях с Европой. Здесь станет видно, важны ли действительно для России партнерские отношения с Европой. Если это случится, то выражение "партнерские отношения" окажется серьезно потрепанным. Поясню. Если на оборонительный шаг, каковым является система ПРО, реагируют наступательным решением о базировании ракет в Калининграде, то европейско-русским отношениям может быть нанесен тяжелый удар.

МН: В ближайшие дни на географической карте Европы может появиться новый старый горячий пункт - Косово. Как будет реагировать НАТО и что НАТО ожидает от России?

Сингхофен:
Действительно, это политическая точка на карте, в которой уже после 10 декабря положение может дестабилизироваться. Причем не только в Косово, но и в Боснии-Герцеговине. Скорее всего, НАТО будет вынуждена погасить это напряжение и сохранить стабильность в регионе. Надо понять, какую позицию займет Россия? Я думаю, что ее позиция со времени последних "косовских войн" не изменилась. Этот конфликт станет, вероятно, актуальной пробой в отношениях НАТО - Россия.

МН: Значит, вы не исключаете военное столкновение НАТО - Россия?

Сингхофен:
Военное противостояние НАТО и России я исключаю полностью. В худшем случае Россия поддержит полувоенные формирования сербов, которые выступят против независимости Косово и поддержат сербов Боснии-Герцеговины. Военного противостояния России против НАТО или России против европейских вооруженных сил не будет.
Свен Сингхофен
Свен Сингхофен
МН:
Свен Сингхофен родился в 1965 году. Окончил факультеты политологии, славистики и англистики в Хайдельберге и Сванзеа (Англия). С 2005 года - политолог, доцент Академии управления Бундесвера в Гамбурге, академии Германа Элерса в Киле и Европейской академии в Занкельмарк (Шлезвиг-Гольштейн). Является ведущим экспертом ФРГ по вопросам международной безопасности, взаимоотношений России и НАТО. Консультирует фонд имени Конрада Аденауэра, пишет программные записки для ХДС. Свободно владеет русским языком.

 

Автор: Александр Сосновский, Берлин

просмотров: 99

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.