Оперативный ежедневный прогноз
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Московской области на 23 мая 2013 года
(на основе данных АНО «Гидрометеобюро Москвы и Московской области»,
ФГБУ «Центральное УГМС», Гидрометцентра России, информационных ресурсов Gismeteo.ru, ФГУ Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и данным космического мониторинга).
1.Оценка состояния явлений и параметров ЧС
1.1 Прогноз неблагоприятных и опасных метеорологических явлений.
Ночью: Облачно с прояснениями. Местами кратковременный дождь. Местами туман, видимость 300-500 метров. Температура +9...+14°С местами до 5°С. Ветер юго-восточный 2-7 м/с.
Днем: Облачно. Дождь, местами гроза. Температура воздуха +15... +20°С. Ветер юго-восточный 5-10, при грозе порывы 12-17 м/с.
Атмосферное давление 743-742 мм. рт. ст.
1.2 Гидрологическая обстановка.
На реках Московской области продолжается понижение уровней воды. В р. Оке на участке г. Серпухов – г. Коломна уровни воды в течение недели понизились на 1,74 – 1,89 м. В верхнем и среднем течении р. Москвы наблюдалось понижение уровней воды с интенсивностью до 8 см в сутки. С 22 мая в связи с выпадением осадков отмечался подъем уровня воды до 10 см в течение суток. В приустьевой области р. Москвы (г.Коломна) суммарное понижение уровня воды за неделю составило 1,90 м. В малых и средних реках области до середины недели наблюдалось понижение уровней воды с интенсивностью до 34 см в сутки. В конце недели на реках области наблюдался дождевой паводок, на большинстве рек 15-17 мая отмечалось повышение уровней воды на 6-10 см в сутки, а наибольший подъем уровня воды наблюдался 17 мая на р.Катыш и составил 136 см в сутки. В течение недели продолжается сработка водохранилищ, наполняемость Москворецких водохранилищ на 21 мая составила 92-94 %, Иваньковского водохранилища – 103%.
Опасные гидрологические явления (ОЯ) – отсутствуют.
1.3 РХБ обстановка.
В городах Московской области, где осуществляется мониторинг атмосферного воздуха, степень загрязнения воздушного бассейна была пониженной. Максимальные концентрации загрязняющих веществ в городах достигали следующих значений: в Щелково взвешенных веществ 0,8 ПДК м.р., хлора – 0,5 ПДК м.р.; в Электростали хлора – 0,7 ПДК м.р., оксида углерода и диоксида азота – 0,6 ПДК м.р.; в Клину формальдегида – 0,7 ПДК м.р., взвешенных веществ – 0,6 ПДК м.р.; в Подольске диоксида азота – 0,5 ПДК м.р.; в Серпухове взвешенных веществ – 0,8 ПДК м.р.; в Коломне формальдегида – 0,5 ПДК м.р.; в Воскресенске оксида углерода – 0,6 ПДК м.р. В Мытищах содержание загрязняющих веществ было ниже или равно 0,4 ПДК м.р.
23 мая в городах Московской области ожидается пониженный уровень загрязнения атмосферного воздуха. Рассеиванию вредных примесей в приземном слое воздушного бассейна будут способствовать умеренный ветер восточной четверти, в дневные часы с порывами при грозе до 12-17 м/с и дождь, местами сильный. В местах скопления автотранспорта и вблизи крупных промышленных зон максимальные концентрации загрязняющих примесей могут достигать 1,4 ПДК м.р. Радиационная, химическая и биологическая обстановка по Московской области в норме.
1.4 Лесопожарная обстановка.
Прогнозируется вероятность (0,3) возникновения очагов природных пожаров на территории Московской области:
I класс пожарной опасности на всей территории Московской области .
Прогнозируется вероятность (0,3) возникновения единичных очагов пала сухой травы на всей территории Московской области, (причины – сельскохозяйственные палы, неосторожное обращение с огнем, поджог травы населением на дачных и огородных участках).
Кроме того, существует высокая вероятность возникновения природных пожаров в зоне торфяных месторождений в Егорьевском, Орехово-Зуевском, Шатурском, Сергиево-Посадском районах (причины – повышение дневных температур воздуха).
В условиях увеличения потока миграции городского населения в рекреационные зоны и на садово-дачные участки, а также где агроклиматические особенности обуславливают возникновение природных пожаров.
2. Прогноз ЧС.
На территории области возможно увеличение пожаров в жилом секторе, на объектах здравоохранения, административного, учебно-воспитательного и социального назначения, в том числе из-за нарушений в работе электроэнергетических систем, газового комплекса в результате повышенных нагрузок и неисправности печного, газового или электрооборудования.
Также прогнозируются:
- дорожно-транспортные происшествия;
- обнаружение боеприпасов, взрывчатых веществ, РВ;
- бактериально-инфекционные заболевания;
- возникновения единичных очагов природных пожаров.
Санитарно-эпидемиологическая и эпизоотическая обстановка на территории Московской области.
На основании представления исполняющего обязанности начальника Главного управления ветеринарии Московской области - главного государственного ветеринарного инспектора Московской области об установлении ограничительных мероприятий (карантина) от 02.04.2013 № 37-37-1988/Исx. Губернатор Московской области 04.04.2013 года № 84-ПГ постановил:
1. Установить первую угрожаемую зону по африканской чуме свиней (далее - АЧС) в границах территории сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района Московской области.
Оперативное руководство деятельностью юридических и физических лиц по выполнению мероприятий по недопущению заноса вируса АЧС на территорию Московской области возложить на Московскую областную чрезвычайную противоэпизоотическую комиссию.
В связи с выявлением 21 февраля 2013 года случая заболевания бешенством диких животных имевших установленный контакт с безнадзорными животными на территории поселения Щаповское Троицкого административного округа города Москвы, постановлением губернатора Московской области № 48-ПГ от 01.03.2013 года установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях Наро-Фоминского и Можайского муниципального района Московской области.
На водных объектах увеличивается вероятность (0,3) возникновения чрезвычайных ситуаций и увеличение количества происшествий, связанных с гибелью людей на водных объектах Московской области (причина – личная неосторожность, купание в состоянии алкогольного опьянения и повышение температуры наружного воздуха).
Сохраняется вероятность (0,3) возникновения бактериально-инфекционных заболеваний.
По данным еженедельного мониторинга превышение эпидемического порога по совокупному населению и по индикаторным возрастным группам в целом по Московской области не зарегистрировано.
Прогнозируются (0,4) случаи укусов клещей, а также вероятность заражения клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом в Дмитровском, Талдомском, Клинском, Сергиево-Посадском, Луховицком, Коломенском, Егорьевском, Шатурском, Воскресенском, Орехово-Зуевском, Можайском, Раменском районах (причина - активизация клещей в условиях теплой погоды).
Прогнозируются вероятность (0,3) дорожно-транспортных происшествий на всей территории Московской области. Причина возникновения ДТП и заторов на дорогах будет связана с погодными условиями (мокрое покрытие дорожного полотна, в ночное время туман при видимости 300-500 метров) и с антропогенными факторами (превышение скорости, несоответствие скорости конкретным дорожным условиям, несоблюдение дистанции, нарушение правил съездов с транспортных развязок и переходно-скоростных полос, личная недисциплинированность водителей).
Особую опасность представляют 29 участков дорог:
М-1 «Беларусь»
Одинцовский район (15-35 км, 51-61 км);
Можайский район (с 107 по 109 км, с 124 по 128 км, с 140 по 143 км);
М-2 «Крым»
Подольский район (26-47 км);
Чеховский (с 56 по 59 км, с 64 по 67 км);
М-3 «Украина»
Наро-Фоминский район (с 52 по 66 км);
М-4 «Дон»
Домодедовский район (с 36 по 52 км);
Ступинский район (с 85 по 101 км, с 93 по 94 км);
Каширский район (с 112 по 116 км);
М-5 «Урал»
Раменский район (с 55 по 60 км);
Коломенский район (116– 118 км);
Луховицкий район (136 – 137 км);
М-7 «Волга»
Ногинский район (с 50 по 58 км);
Павлово-Посадский район (с 69 по 75 км);
М-8 «Холмогоры»
Пушкинский район (с 35 по 40 км), с (55 по 56 км);
Сергиево-Посадский район (с 62 по 63 км);
М-9 «Балтия»
Истринский район (с 40 по 43 км, с 88 по 89 км);
Красногорский (с 23 по 24 км);
М-10 «Россия»
Солнечногорский район (с 35 по 57 км);
Клинский район (с 75 по 76 км, с 80 по 81 км, с 83 по 84 км, с 97 по 98 км);
Прогнозируется вероятность (0,3) возникновения бытовых пожаров в ночные и утренние часы не выше локального уровня в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного фонда, в первую очередь на территории Волоколамского, Раменского, Одинцовского, Наро-Фоминского, Подольского, Сергиево-Посадского, Чеховского, Ногинского, Орехово-Зуевского, Коломенского, Щелковского, Можайского, Мытищинского районов (причина – неосторожное обращение с огнем, неосторожность при курении, нарушение устройства и правил эксплуатации электрооборудования, бытовых газовых, керосиновых, и других устройств, КЗ проводки, умышленный поджог).
Аварии на объектах энергосистемы:
Прогнозируется вероятность (0,3) нарушения электроснабжения на территории Московской области (причина – изношенность оборудования).
Аварии на объектах ЖКХ:
Прогнозируется вероятность (0,3) аварий, связанных с нарушениями (авариями) в коммунальных системах жизнеобеспечения населения и в тепловых сетях в населенных пунктах на территории Наро-Фоминского, Одинцовского, Подольского, Красногорского, Сергиево-Посадского, Раменского, Люберецкого районов (причина – изношенность оборудования).
Аварии на нефте- и газопроводах:
Возможно возникновение аварий на межпромысловых участках нефте- и газопроводов Московской области (источник ЧС - износ оборудования, работа оборудования в агрессивной среде, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования).
2.2. Оправдываемость оперативного прогноза по состоянию на 24:00 21.05.2013 г.
Метеорологическая обстановка – оправдалась;
Прогноз техногенных пожаров – оправдался;
Прогноз биолого-социальной обстановки – оправдался по отсутствию ЧС.
Прогноз аварии на объектах ЖКХ – оправдался.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия.
1. Данный прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на
территории области доведен до ОДС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области», ЕДДС глав муниципальных образований, ОД: «Мосавтодор», «Мосгазтранс», ЖКХ, ОД ОАО «Моэск», начальников гарнизонов пожарной охраны ГУ МЧС по Московской области и начальников территориальных управлений силами и средствами ГКУ МО "Мособлпожспас", для принятия соответствующих мер руководителям предприятий, организаций и учреждений.
2. Поддерживать в готовности силы и средства гарнизонов пожарной охраны, добровольных пожарных дружин сельских поселений необходимых для тушения природных пожаров.
3. Для предотвращения возникновения лесных пожаров на территории региона:
- организовать уборку замусоренных участков на опушечной части лесных массивов и лесов, прилегающих к населенным пунктам;
- организовать проведение инвентаризации пожарных гидрантов, скважин и других водных источников, обеспечить подъезды пожарных машин к водным источникам;
- оборудовать водозаборы на естественных и искусственных водоемах площадками с твердым покрытием, а водонапорные башни - устройством для забора воды;
- осуществить опашку лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам;
- организовать в поселениях привлечение поливомоечных машин и другой приспособленной техники для подвоза воды к местам пожара;
- принять меры для недопущения выжигания травы вблизи населенных пунктов и у лесных массивов;
- обеспечить информирование население о лесопожарной обстановке, требованиях и правилах пожарной безопасности в лесах через средства массовой информации, а также путем проведения бесед с населением.
4. Принимать дополнительные меры по охране лесов, включая ограничения на их посещение населением и въезд в них транспортных средств, а также приостанавливать работы в лесах на определенных участках.
5. При получении информации об опасных и неблагоприятных метеорологических условиях:
- информировать население по телевидению и радио о неблагоприятных метеорологических условиях;
- немедленно информировать старшего оперативного дежурного ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС по Московской области», глав муниципальных образований,
руководителей гарнизонов ГУ МЧС по Московской области и начальников территориальных управлений силами и средствами ГКУ МО "Мособлпожспас";
- поддерживать в готовности аварийно-спасательные формирования 730 аварийно-восстановительных бригад различного назначения (личного состава - около 9 тыс. человек, техники - более 1708 ед.; силы и средства постоянной готовности объектов ЖКХ - 6128 тыс. чел. л/с и 721 ед. техники, электросетей – 1470 чел. л/с и 457 ед. техники, газовых сетей – 1184 чел. л/с и 227 ед. техники);
- информировать и при необходимости усиливать дежурные службы объектов электроснабжения передвижными электростанциями различной мощности, потенциально опасных объектов экономики (199 объектов - 78 тыс. чел.), объектов с массовым пребыванием людей (более 5,2 тыс. объектов в которых может находиться около 995 тыс. чел.), в том числе лечебных учреждений (418 объектов с 69 тыс. чел.);
- проверить готовность резервов материальных средств для ликвидации ЧС на объектах энергоснабжения;
- особое внимание обратить на готовность резервных источников питания в лечебных учреждениях, системах жизнеобеспечения, на потенциально опасных объектах экономики с непрерывным производственным циклом.
6. Силами отделов пожарного надзора, с участием сотрудников УВД, продолжить проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Провести комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
7. Совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, провести разъяснительную работу с населением об опасности использования несертифицированных нагревательных приборов.
8. Вести с населением и приезжими гражданами разъяснительную работу через СМИ и систему «ОКСИОН»:
- о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах области;
- о правилах безопасной эксплуатации электронагревательных приборов, бытовых газовых устройств;
- о мерах профилактики природно-очаговых инфекций;
- о необходимости своевременного обращения в медицинские учреждения в случае укуса человека дикими и домашними животными, а также в случае укусов человека клещами;
- об опасности поджогов сухой травы;
- о правилах поведения людей на водных объектах.
9. Продолжить работу по выявлению нарушений в санитарно-техническом и санитарно-гигиеническом состоянии пищевых объектов. Особое внимание уделить пищеблокам детских дошкольных учреждений, учебных заведений, мест общественного питания, состояния водопроводных и канализационных сетей и сооружений.
10. Оперативно реагировать на все поступающие обращения граждан о возможных случаях с подведомственных территорий, особенно с территорий сельских поселений с докладом в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области» по тел. 8-(495)-542-21-01;
- организовать работу по освещению в СМИ вопросов о действиях и поведении населения при угрозе нападения или укусе безнадзорных и бесхозяйных животных:
11. Совместно с Министерством экологии и природопользования Московской области, Росприроднадзором, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области осуществлять взаимодействие по вопросам обеспечения контроля над экологической обстановкой, состоянием мест забора питьевой воды.
12. Совместно с Министерством Строительного комплекса и жилищное коммунальным хозяйством по Московской области осуществлять взаимодействие по вопросам эксплуатацией водопроводных и канализационных сетей.
13. На электронных предупреждающих информационных щитах, на автомобильных трассах транслировать предупреждающую информацию, разместить «Телефон доверия» ГУ МЧС по Московской области – 8(499)743-02-72.
14. Постоянно проводить мониторинг объектов ЖКХ.
15. В целях недопущения гибели людей на водных объектах региона усилить профилактическую, агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу:
- в местах традиционной ловли рыбы провести установку предупреждающих знаков;
- проводить распространение памятки «О правилах нахождения и поведения на водоемах».
16. С целью предупреждения присасывания клещей необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на экологически безопасное преобразование окружающей среды и создание неблагоприятных условий для развития клещей:
- качественную расчистку и благоустройство парков, скверов, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха), как самой территории, так и прилегающей к ней;
- противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций (в т.ч. баз отдыха), как самой территории, так и прилегающей к ней, мест массового отдыха и пребывания населения и лиц, относящихся к профессиональным группам риска;
- дератизационные мероприятия против диких грызунов на расчищенных территориях осенью и весной (в обязательном порядке по периметру оздоровительных организаций и баз отдыха);
- организацию энтомологического обследования территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после (в т.ч. на расстоянии не менее 50 метров за территорией оздоровительных организаций и баз отдыха);
- лицам, выезжающим в эндемичные по клещевому энцефалиту территории, а также лицам, относящимся к профессиональным группам риска, которые выполняют следующие виды работ: сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные, дезинсекционные, по лесозаготовке,
расчистке и благоустройству леса, работающими с живыми культурами возбудителя клещевого вирусного энцефалита, проводится вакцинация против клещевого энцефалита.
17. При возникновении предпосылок ЧС, немедленно принимать меры к их ликвидации, и информировать старшего оперативного дежурной смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области».