Северный речной вокзал вскоре сменит владельца - сейчас он принадлежит Российскому агентству морского и речного транспорта. Архитектурная жемчужина - так когда-то называли этот вокзал. Памятник дряхлеет на глазах. И уже подсчитали, сколько миллиардов потребуется на его ремонт. Видимо, это бремя ляжет на столичный бюджет.
Северный речной вокзал вскоре сменит владельца - сейчас он принадлежит Российскому агентству морского и речного транспорта. Архитектурная жемчужина - так когда-то называли этот вокзал. Памятник дряхлеет на глазах. И уже подсчитали, сколько миллиардов потребуется на его ремонт. Видимо, это бремя ляжет на столичный бюджет. Анастасия Саховская направилась на Речной вокзал - получился репортаж о былом величии водных ворот столицы.
- Приглашаем вас совершить прогулку по каналу имени Москвы.
Объявления из динамиков - единственное, что еще оживляет безжизненный Речной вокзал. Но сначала прогуляться придется в обход забора, и подождать теплохода под открытым небом - хоть в ливень, хоть в зной.
"Очень сложно сориентироваться по времени, когда подъехать сюда, можно было приехать и намного раньше и на вокзале посидеть, это совершенно было бы не лишнее", - считает посетитель.
Отдых для тысяч туристов начинается с разрухи. На память - фото строительной сетки. "Всегда ходила через центральный вход, там я сориентировалась, где мой пароход - направо или налево, все это видно было издали, а сейчас ничего не видно, что где стоит", - вспоминает посетительница.
Перспектив нет давно. На борт поднимались десятки арендаторов, были даже инвесторы с размытыми проектами реконструкции. Речные ворота насквозь проржавели.
"Такое красивое здание, оно такое неповторимое, такой архитектурный стиль , и оно как будто никому не нужно", - удивляется посетительница.
Вокзал и, правда, может стать отказником. Появилась информация, что Агентство морского и речного транспорта намерено сбросить этот архитектурный балласт Москве - сейчас этот вопрос прорабатывают и федеральные, и городские власти.
"Сооружение производит удручающее впечатление, потому что до него, видимо, не доходят руки, не доходят деньги, его, естественно, нужно приводить в порядок", - считает Владимир Рудомёткин, генеральный директор ОАО "Гипроречтранс".
Вопрос - кто все оплатит. Нужны миллиардные вливания, чтобы поднять вокзал-корабль с финансового дна. Ровесник канала имени Москвы, свидетель того, как Химкинское водохранилище заполняли волжской водой. Первые суда подошли к причалам в 1937-м году.
"Здание проектировалось, как легкое изящное сооружение. Оно поставлено на высоком берегу и создает эффект корабля, который пришвартовался возле водохранилища, эти ажурные, бетонные палубы", - рассказывает Денис Ромодин, координатор общественного движения "Архнадзор".
На архитектурном лайнере все было с почти заграничным лоском - как в кино: режиссеры любили снимать сцены в роскошном ресторане на просторной террасе. Сейчас интерьеры остались только в архивах - здание аварийное, внутрь никого не пускают.
Снаружи облупившиеся галереи, обвалившаяся лепнина. Все это нужно сохранить при реставрации. В случае передачи вокзала она станет для Москвы гигантским финансовым бременем - ведь предписано и восстановить памятник, и сохранить его транспортную функцию.
"Там есть помещения, которые не представляют никакую архитектурную ценность, это технические помещения, которые можно вывести из здания, минимизировать, использовать под новые функциям и сделать абсолютно новые пространства, как и залы ожидания, так и обслуживающий комплекс", - предлагает Денис Ромодин, координатор общественного движения "Архнадзор".
Чтобы окупить ремонт, нужны выгодные условия и продуманный проект. Иначе он станет утопией - как не построенный Дворец съездов на керамическом медальоне на фасаде здания.