Спектакли "Год, когда я не родился" и "Прошлым летом в Чулимске" двух классиков советской драматургии - Вампилова и Розова; принципиально 70-е, никаких осовремениваний
Дружный тандем МХТ и "Табакерки" приготовил публике сюрприз под занавес театрального сезона. Две премьеры, двух классиков советской драматургии - Вампилов и Розов. Принципиально 70-е, никаких осовремениваний. Что и почему ищут в 70-х годах создатели спектаклей "Год, когда я не родился" и "Прошлым летом в Чулимске" - пыталась понять наш корреспондент Наталья Ермак.
Сергей Пускепалис поставил "Прошлым летом в Чулимске" Вампилова. Казалось, давно прошло время наивной Валентины и всех других жителей Чулимска. И даже самого Чулимска больше нет!
Сергей Пускепалис, режиссер-постановщик спектакля:
- На месте этого поселка, который был прототипом Чулимска, сейчас водохранилище. Поэтому вода. Этот мир, который подтапливается. Поэтому достаточно временным все получается. Не сегодня-завтра это все снесет.
Не снесло, как выясняется, до сих пор. На тех же мостках, которые вот-вот затопит, люди стараются быть счастливыми. И совершенно этого не умеют.
- Путевка в горы! Ну, наконец-то я позагораю! Позагорала и там дождь. А за день до моего приезда было солнце.
Снова рефреном звучит: "Уезжай, уезжать, уеду". Как будто счастье - понятие географическое.
- How do you do? По-английски. А по-русски, значит, не суйся не в свое дело!
- Ты слабоват в английском. How do you do - значит, не валяй дурака и веди себя прилично.
Актеры проживают спектакль так, что зрители плачут в финале, а после того, как чулимская история заканчивается, актеры уже не могут выйти на сцену, даже чтобы дать запланированное интервью.
- Я не могу их заставить. Они просят их понять.
Яна Гладких, исполнительница роли Валентины:
- Там живые, настоящие люди. Такой вид людей - вымирающий, которые нараспашку, у которых все на лице написано. Мне кажется, очень важно именно сегодня говорить о таких людях, о таких чувствах, о такой степени откровенности.
О людях, о чувствах и о степени лжи из тех же 70-х говорит Константин Богомолов в спектакле "Табакерки" - "Год, когда я не родился". Так режиссер переименовал известную пьесу Виктора Розова "Гнездо глухаря".
- Бабуся, зачем тебя ночью в отряд партизан занесло?
На экранах над сценой идут передачи Центрального телевидения про партизан и трудящихся, а на сцене разворачивается история одной семьи, в которой все, кажется, есть и все благополучно. Но откуда ощущение неминуемой трагедии?
Константин Богомолов, режиссер-постановщик спектакля "Год, когда я не родился":
- Жестко говорить о современном пространстве - да, пожалуйста. Жестко говорить о том времени - не сметь! Потому что тогда выясняется, что они генетически больны. Те, кто сегодня правит. Было поколение, у которого была хотя бы честная война. Потом поколение, у которого и это честного момента не было.
- Они больны, а мы здоровы? Из одного времени?
Константин Богомолов, режиссер-постановщик спектакля "Год, когда я не родился":
- Может быть, мы и больны, но мы хотя бы пытаемся говорить об этом!
Возврат в 70-е. Одни идут туда за искренностью и чувствами, другие - чтобы понять, кто виноват, и что делать. Билеты в 70-е и обратно можно найти в театральных кассах.
Наталья Ермак, Рустам Бафаев, Влад Подымский. "ТВ Центр".