На Рахмановском шёлковом комбинате возродили старинное производство там ткут полотно для церковных облачений. За два месяца до Пасхи в мастерских началась напряжённая работа. Готовый материал отправят в швейные цеха Софрино. Что изменилось за полтора века существования фабрики?
На Рахмановском шёлковом комбинате возродили старинное производство там ткут полотно для церковных облачений. За два месяца до Пасхи в мастерских началась напряжённая работа. Готовый материал отправят в швейные цеха Софрино. Что изменилось за полтора века существования фабрики?
Белый цвет символизирует божественный свет и предназначен для таинств крещения и венчания. В золотые ризы священнослужители облачаются во время воскресных служб. Зелёный для дня святой Троицы. Что означают цвета одеяний, на Рахмановском шёлковом комбинате выучили как "Отче наш" с тех самых пор, как начали возрождать производство тканей для церковных нужд. На столе у фабричных художников появились старинные ризы. Узоры долго и пристально изучали. Вольности недопустимы, полёт фантазии ограничен каноном.
"Элементы берём со старых образцов, но где-то используем и свои, новые. Основа есть, база есть, от чего оттолкнуться, поэтому мы и развиваемся", - поясняет главный художник Рахмановского шёлкового комбината Георгий Шиков.
Старинная риза совершенно точно была соткана здесь, в Рахманове на фабрике, основанной в 1860-м крестьянином Иваном Прохоровичем Заглодиным. Историю здесь вообще изучили досконально. Нашли даже старые правила внутреннего распорядка. Повесили на стенку в музей. Это, говоря современным языком, и технический регламент, и требования трудовой дисциплины.
"Праздниками, в которые предприятие не работало, были церковные праздники. Люди были набожные", - рассказывает генеральный директор Рахмановского шёлкового комбината Виталий Корсак.
Работали прежде в две смены по 10 часов с перерывом на обед, вечерний чай и молитву. Сейчас смен по прежнему две, но по 8 часов, и молитва по желанию.
Это современное ткацкое производство не имеет ничего общего с дореволюционным, когда всё вручную, и на создание ткани для одного облачения порой уходил целый год. А здесь 50 станков, монотонно отбивающих рабочий ритм. И обслуживают их всего пять ткачих.
Они станок загружают, следят, чтобы нити не обрывались, чтобы заданный рисунок не сбился. Но когда видят готовые ткани чувства испытывают необыкновенные.
"Когда видим наши ткани по телевизору, появляется какая-то гордость, и детям говоришь: вот, это наше, мы производим", - говорит ткачиха Галина Васильченко.
Раньше, кстати, облачения ткали исключительно из натурального шёлка, вплетали золотые нити. Теперь состав материала изменили шёлк слишком дорог. Выбор сделали в пользу синтетики.
"Шёлк производится из натуралоподобной вискозной нити с синтетикой, а парча производится из натуралоподобной полиэферной нити с вкраплением металлизированной нити", - объясняет Виталий Корсак.
Из фабричного цеха ткани отправляются в пошив в мастерские при монастырях или на церковные предприятия, ближайшее крупное расположено в Софрине. И если ещё буквально десятилетие назад священнические одежды шили в основном из материалов греческого производства, то теперь, говорят, даже служители Русской православной церкви за рубежом предпочитают ткани рахмановские.
Автор: Полина Ермолаева