Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:40, 26.07.2007

Матрешки haute couture

Даже не слишком искушенные в фэшн-индустрии люди с легкостью назовут основные столицы мировой моды: Милан, Париж, Лондон. Способна ли попасть в этот список - или хотя бы приблизиться к нему - Москва? Красиво одеваться в России любят, модельеров чтят. Мода - вообще один из важных аспектов жизни русских людей в нынешнее время. А вот способны ли дизайнерские идеи нашей страны влиять на развитие мировой модной индустрии? Есть ли у наших модельеров собственный стиль, какой выработали себе, скажем, японцы или бельгийцы? И что такое русский стиль вообще? Попробуем разобраться.Б
Вдохновение из России
После Октябрьской революции моду из России, по сути дела, выгнали. Русским эмигранткам, оказавшимся за границей в бедственном положении, необходимо было зарабатывать на жизнь. В Париже в этот период появилось около двадцати модных домов, открытых эмигрантами. У Великой княжны Марии Павловны, кузины Николая Второго, было предприятие под названием "Китмир", на котором работали около ста вышивальщиц. Самым главным заказчиком была Коко Шанель - одежда с русскими вышивками пользовалась огромной популярностью.
Но на этом роман с Россией у мадемуазель Шанель не заканчивался: Великий князь Дмитрий Павлович Романов вдохновил ее на создание духов "Русская кожа", ставших прообразом легендарных "Шанель N5". Благодаря связи с Романовым в творчестве Шанель появились новые мотивы: вышитые платья-рубахи, мех, сумки через плечо. Для демонстрации моделей Габриель, как, впрочем, и другие парижские модельеры, охотно приглашала русских женщин: раньше эта работа предполагала не простое передвижение по подиуму, а непосредственное общение с клиентками в салонах и требовала знаний светского этикета.
Дом моды "Ирфе" был открыт в Париже князем Феликсом Юсуповым и его женой Ириной Александровной - "французское" название получилось из сокращения имен Ирина и Феликс. Рафинированная одежда от "Ирфе" получила большой спрос у американок: одеваться у русского князя было престижно. Сегодня отыскать платье, созданное Юсуповыми, крайне сложно: предприятие просуществовало менее десяти лет и разорилось во время кризиса в 1929 году.
Дом "Поль Каре", основанный княгиней Лобановой-Ростовской, был ориентирован на пожилых и полных дам. Интересным было направление модного дома "Арданс", принадлежавшего русской баронессе Кассандре Аккурти, очень любившей сиреневый цвет и в течение тридцати лет делавшей коллекции в одной цветовой гамме...
Возвращаясь немного назад, можно вспомнить, что в начале двадцатого века Европу покорили Русские сезоны, созданные великим импресарио и патриотом Сергеем Павловичем Дягилевым. По сути дела Русские сезоны были квинтэссенцией всего лучшего в отечественном искусстве: над ними работали лучшие танцоры, хореографы, композиторы, художники... Очарованный Париж оказался под влиянием нового модного течения, в котором, однако, не было ничего русского. В нем властвовало смешение экзотики разных стран и эпох: декорированные "греческие" туники, широкие "восточные" шаровары, "японские" кимоно... Гаремные одалиски из дягилевских постановок сделали модной загорелую кожу - в противовес аристократической бледности. Творчество Льва Бакста с его увлечением восточными мотивами и чистыми цветами в свое время оказало сильное влияние на работы великого французского кутюрье Поля Пуаре.
Советский стиль
В это время в СССР, как известно, развивалась не модная индустрия, а индустрия производства одежды - чувствуете разницу? При этом мода в некотором понимании все-таки была - в ней, как и везде, существовали определенные стандарты. Советские Дома моделей отшивали коллекции по направлениям моды, утвержденным на всесоюзных совещаниях. Модные журналы (так же, как и сейчас) пользовались большой популярностью. Шили наряды, подражая известным актрисам и певицам, - Любовь Орлову или, например, Людмилу Гурченко сегодня назвали бы "иконами стиля"...
Волна "моды на советское" захлестнула Россию в начале нового века: загорелись красные звезды в коллекциях Ольги Солдатовой, появились надписи "СССР" на майках от Дениса Симачева, модные оды Юрию Гагарину складывали Нина Неретина и Донис Пупис. Попадание было удачным и понятным: большинство представителей "целевой аудитории" этих дизайнеров в советское время пребывали в детском возрасте, и этот период запомнился им светлым и позитивным. Речь идет не только (и не столько) о советской символике. В "советский стиль" можно записать и майки-"алкоголички", и варежки на резинке от Маши Цигаль. Упомянутые Nina Donis и Симачев эксплуатируют эту тему постоянно: создавая весенне-летнюю коллекцию, Нина и Донис вдохновились образами советских спортсменов. Что радует, прямых ссылок на спорт в этой одежде нет, но она динамична и красочна, как развевающиеся флаги победителей.
У Симачева коллекция того же сезона была посвящена отдыху в Сочи. Мужчины ходили по подиуму в шапочках из газеты и с сетками-авоськами, в которых лежали батон и кефир в широкой бутылке. Одежда соответствующая: тельняшки и брюки, подозрительно напоминающие "треники". Героем любимых дизайнером принтов на этот раз стал Волк из мультфильма "Ну, погоди!" А не так давно Симачев представил новые ювелирные украшения - кольца, серьги и подвески - в виде пятикопеечных монет советского образца.
Еще пример: коллекция кожаных курток и комбинезонов от Ильи Шияна, заставляющая вспомнить многих советских героев: и монтажников-высотников, и метростроевцев, и летчиков-испытателей.
Всюду наши
Одежда Дениса Симачева имеет некоторый успех на Западе: в ней удачно сочетается экзотика, за которую отвечает советская символика, с возможностью постичь "загадочную русскую душу", но и это не главное. Главное - это добротные, по-настоящему мужские вещи, стиль которых не попадает ни в чрезмерную брутальность, ни в слащавый унисекс. Летнюю и зимнюю коллекции Симачев представлял на Миланских неделях моды, чем сейчас, кстати, никого не удивишь. Русские модельеры активно ездят за границу, участвуют в европейских и американских показах, продают там свои творения, но до мирового признания все равно очень далеко. Успеха добиваются разве что эмигранты, то есть те, которые жителями России себя уже (или вообще) не считают. Но мы их все равно записываем в "свои", как известного американца Олега Кассини, сына русского графа Александра Лоевского. Кассини родился в Париже, но стал знаменитым благодаря Голливуду, где создавал костюмы для кино и одевал самых прекрасных женщин: от Авы Гарднер и Мэрилин Монро до Ким Бессинджер и Рене Зельвегер, а также был личным модельером Жаклин Кеннеди. Олег обогатил современную моду стилем "милитари", вязаными нарядами и многими другими новациями.
Сегодня самый известный русский в международном фэшн-бизнесе - это, пожалуй, Александр Плохов. Перебравшись в США, Плохов сотрудничал с Marc Jacobs, а в 2000 году основал собственную марку Cloak, получившую культовый статус среди рок-звезд, киноактеров и модных журналистов. С недавних пор Александр работает консультантом по мужской одежде в Versace.
Другой наш соотечественник - дизайнер Олег Овсиев, имеющий большой багаж работы с зарубежными брендами, уже два года творит для известного модного Дома VIVA VOX. Необходимый зарубежный опыт получила Юлия Далакян, которой довелось поработать в команде Роберто Кавалли.
В свое время внимание Запада привлек к себе дуэт Середина и Васильева. Их коллекции, показанные на парижских подиумах, получили восторженные отзывы прессы, симпатию зрителей и одобрение специалистов. Модельеров даже пригласили в качестве специальных гостей в традиционные дефиле "от кутюр"...
Безусловно, наши модельеры талантливы и обладают большим потенциалом. Они быстро учатся, хотя еще несколько лет назад совершали грубые ошибки: сплошь и рядом была мода ради шоу, а не наоборот. Сегодня пришло понимание, что мода - это бизнес, а с ним - необходимость регулярно создавать сезонные коллекции, повторять понравившиеся байерам модели в размерном ряду, закупать в нужном количестве ткани и фурнитуру, грамотно продвигать свою марку на рынке и так далее.
Российская модная индустрия по-прежнему любит волшебное слово "шоу", доказательство этому - в Москве проводятся сразу три Недели моды в сезон! Но при этом еще очень небольшое количество жителей России поддерживают отечественного производителя, предпочитая покупать одежду иностранных марок. Срабатывает старая советская привычка, когда у слова "импортное" было два синонима - "фирменное" и "лучшее". В то время как в других странах местные жители с удовольствием одеваются у местных модельеров, и не только из соображений патриотизма: во-первых, одежда, созданная в общем культурном и климатическом пространстве, понятнее и комфортнее, во-вторых, это просто дешевле.
Назад к истокам
Но даже обучившись всем необходимым премудростям, сделать уверенный шаг на мировую модную арену русские дизайнеры смогут только в том случае, когда у них будет что предъявить искушенной публике. Прорастание самобытного стиля целиком зависит от почвы, в данном случае - от истории и культуры страны, в которой этот стиль формируется. Заметьте, восхитительно странные творения японских модельеров очень органичны представлениям о философии Страны восходящего солнца - точно так же вызывают и недопонимание, и уважение одновременно. А, к примеру, английский стиль ассоциируется с добротной классикой и элегантностью.
По словам историка моды Александра Васильева, в России сегодня нет национального козыря. "Все козыри в начале двадцатого века отобрали эмигранты, показав всему миру, что есть платок, матрешка, сапог, шапка и вышитый петух". Утеряно и понимание народного костюма: жителей, одетых в национальное платье, можно увидеть в каких угодно странах, только не в России. У нас отношение к нему скатилось до пренебрежения, чуть ли не до брезгливости (если какая-нибудь модница заявит своей подруге, что ее платье похоже на русский сарафан, вряд ли это будет расценено как комплимент).
Конечно же, это не означает, что нашим дизайнерам нужно искать вдохновение только в народном творчестве. Это всего лишь один из многих примеров "оторванности" русской моды, которая сегодня смотрит на Запад, от корней. А между тем вглядываясь в интересную и сложную историю нашей страны, в ее богатейшее культурное наследие, задумываешься: разве нам сегодня нечего взять оттуда, кроме хохломских росписей и слоганов "Сделано в СССР"?
МНЕНИЕ
Кирилл Гасилин, модельер:

- Шансов оказаться в обойме мировой моды у русских дизайнеров в ближайшее время мало. В Париже, как и в других столицах мировой моды, русских дизайнеров не ждут. Как когда-то не ждали и не хотели японских дизайнеров, которым потребовалось много времени, чтобы вызвать к себе интерес и стать признанными лидерами дизайнерских идей. Российская мода находится на начальном этапе становления, сейчас она локальна и о ней в Европе ничего не знают. Для формирования собственного стиля и вкуса необходима общая культура, которая была истреблена в 1917 году. Приобретение такой культуры - это долгий процесс. Я считаю, что русского стиля в мировой моде не существует, потому что нет интереса к России и к русской культуре. Все влияние "русскости" мы можем проследить в посвященных России коллекциях Поля Пуарэ, Ива Сен-Лорана и других мировых мастеров, где модели носят элементы народного деревенского костюма, который Россия потеряла, стесняясь лубочности.
На фото: В коллекциях Вячеслава Зайцева русская тема присутствует всегда (вверху слева). Одежда в русском стиле всегда очень декоративна.
"Шапки Мономаха" в моде уже несколько веков (внизу)

В СОДЕРЖАНИЕ последнего номера "МН"
Newsland
просмотров: 80

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.