В Санкт-Петербурге вновь распахнул свои двери Михайловский дворец. Реставрация 11 залов шла полтора года. Восстановлены интерьеры, заменены коммуникации и освещение, обновлена экспозиция. Посетители увидят работы мастеров второй половины XIX века: Саврасова, Шишкина и Перова.
В Санкт-Петербурге вновь распахнул свои двери Михайловский дворец. Реставрация 11 залов шла полтора года. Восстановлены интерьеры, заменены коммуникации и освещение, обновлена экспозиция. Посетители увидят работы мастеров второй половины XIX века: Саврасова, Шишкина и Перова.
Главной задачей реставраторов было осветить музейные залы. Северная анфилада Михайловского дворца самая неосвещенная: здесь были непарадные княжеские покои – рабочий кабинет, библиотека, арсенал. Когда открылся Русский музей, часть коллекции живописи XIX века незаслуженно оказалась в тени. Старые лампы оставляли лишь блики на холстах. Благодаря новым точечным светодиодам, полотна будто предстали в новом свете:
"Великолепные пейзажи - тончайшие по колориту, раньше немножечко темновато было в наших залах. Теперь светодиодное освещение дает возможность увидеть некоторые живописные нюансы", - отметил директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
Для посетителей открыли одиннадцать отреставрированных залов. Кроме самих полотен, восстановлены потолочные плафоны с нарисованными объемными барельефами. Такая техника росписи называется "гризайль". В стены вмонтированы незаметные температурные датчики. Раньше микроклимат для произведений искусства каждый день настраивали вручную:
"В этих залах климатологи не бегают и каждую батарею не подкручивают. Датчики улавливают температуру в залах", - объясняет заместитель директора по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Государственного Русского музея Владимир Баженов.
Некоторые полотна на время реставрации переносили в другие помещения. Самые большие холсты наматывали на специальные валы, чтобы не повредить. Обратно в залы вернулось даже больше шедевров, чем было. Из запасников появилась картина художницы Марии Башкирцевой "Девушка с зонтиком", подлинник.
В зале, который посвящен творчеству выдающегося пейзажиста Ивана Шишкина оставили только три больших полотна, включая знаменитую "Корабельную рощу". А основное внимание зрителя постарались переключить на этюды художника.
Постоянная экспозиция - это как визитная карточка музея, говорят искусствоведы. То, к чему зритель привыкает.
"Раньше люди приезжали - какой-нибудь дедушка с внучком: "Я тебе покажу "Бурлаков". Приходит, а "Бурлаков" нет. А они из Владивостока приехали - драма даже была", - рассказывает заведующий отделом русской живописи XIX века Государственного Русского музея Владимир Леняшин.
В целом коллекция русской живописи второй половины XIX века осталась в музее неизменной. В зале №20 по-прежнему можно найти работы 23-летнего гения Федора Васильева. А в 21-м, академическом, снова постоять перед монументальным полотном "Фрина на празднике Посейдона" Генриха Семирадского.
Анна Морозова, Филипп Марков, Сергей Карасев. Северо-Западное Бюро "ТВ Центра". Санкт-Петербург.