Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:53, 20.01.2015

Федерико Феллини - режиссер, изменивший кинематограф

95 лет назад в небольшом итальянском городе Римини родился Федерико Феллини. Он собрал рекордное количество наград и придумал совершенно новый киноязык. Он совершил революцию в кинематографе. О становлении Мастера - в нашем материале

95 лет назад в небольшом итальянском городе Римини родился Федерико Феллини. Он собрал рекордное количество наград и придумал совершенно новый киноязык. Он совершил революцию в кинематографе. О становлении Мастера - в нашем материале

"Огни варьете" (1950 год) – первый фильм Федерико Феллини как режиссера, снятый в соавторстве с Альберто Латтуада, рассказывает о жизни провинциальной труппы варьете, дающей представления в самых захолустных местечках Италии. Однажды к ним прибивается молодая девушка, мечтающая о театральных подмостках. Несмотря на нехватку таланта, очень быстро она становится звездой труппы, а художественный руководитель ансамбля бросает ради нее своих товарищей и любящую его женщину, оставляя их на произвол судьбы. Однако, встретив богатого импрессарио, юная кокотка легко оставляет бедного актера...

Сюжет фильма сейчас едва ли можно назвать непредсказуемым – за прошедшие годы картин о бедных артистах, желающих разбогатеть, сняли великое множество. Однако из банальной истории гений Феллини смог сделать по-настоящему интересную и завораживающую трагикомедию. Он искренне любит героя, который и много лет спустя выходит на подмостки с глупыми репризами.

"Огни варьете" - это отсыл в прошлое, когда Феллини с одной из актерских трупп ездил по Италии, и вместе с множеством театральных подмостков повидал множество различных людей с их непростыми судьбами, отношениями, привычками…

"Мне очень симпатичны персонажи "Огней варьете", ведь они хотят быть эстрадными актерами. Я чувствую внутреннюю связь с каждым, у кого есть желание устроить представление. Актеры из маленькой труппы мечтают о славе, но у них нет для этого возможностей. Это символизирует дрессированный гусь. Он играет свою роль от души. Персонажи были похожи на нас — создателей фильма. Мы считали, что у нас есть художественные способности. И они тоже так считали", - так сам автор описывал свою картину.

В прокате фильм провалился.

"Белый шейх" (1952 год) - рассказ о приключениях семьи из провинциального городка. Молодая жена сбегает от супруга, чтобы повидаться с любимым актером – "Белым шейхом", который снимается в окрестностях Рима. Пока муж пытается разыскать незадачливую благоверную, она успевает поучаствовать в съемках вместе с кумиром и разочароваться в нем.

С юмором и любовью рассказывает Феллини историю двух людей, один из которых всеми силами пытается не показать свою слабохарактерность, а второй сделать нелегкий выбор между реальностью и манящим миром по другую сторону экрана. Действие при этом разворачивается в Риме – том Риме, каким увидел его когда-то молодой провинциал Федерико Феллини. В дальнейшем Вечный город станет неизменным персонажем всех творений Маэстро. Оптимистичный конец повествования, однако, не расставляет все точки над i. Не случайно последняя реплика героини, адресованная ее мужу: "Ты – мой Белый шейх", брошена со слезами на глазах.

В 50-ые картина была прохладно принята и зрителями, и критиками, однако спустя много лет Вуди Аллен назовет "Белого шейха" своей любимой комедией, и признается, что его "Пурпурная роза Каира" появилась во многом благодаря картине Феллини.

"Маменькины сынки" (1953 год) – первый фильм ФеФе, получивший награду Венецианского кинофестиваля – "Серебряного льва". В 1958 году он же получил номинацию на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий. История о пяти инфальтильных молодых людях, живущих в небольшом городке на берегу Адриатического моря. Их огромное желание уехать сталкивается со всепоглощающей ленью и страхом перед принятием самостоятельных решений. Действие разворачивается в послевоенные годы, когда Италия только-только начинает забывать все ужасы войны, разрухи и бедности. Как и предыдущие картины, "Маменькины сынки" автобиографична – Феллини также как его герои родился и вырос в Римини, небольшом городе на берегу Адриатики. Однако в 17 лет он решился на побег от скуки и тоски, которые могли бы преследовать его всю жизнь, останься он в родном городке.

"Фаусто способен сделать девушке ребенка, но не готов к тому, чтобы стать отцом. Альберто не делает ничего, чтобы кем-то стать. Риккардо хочет быть оперным певцом, но совсем не занимается и поет только на дружеских вечеринках. Леопольдо думает, что хочет быть писателем, но приятелям и живущей в квартире над ним девушке ничего не стоит отвлечь его работы. Только Моральдо, занимающий позицию наблюдателя, пытается сопротивляться этому прозябанию", - так сам Феллини описывал своих героев. И вновь ФеФе не осуждает, не обличает и не высмеивает, лишь смотрит на друзей с любовью, нежностью и только ему присущей сердечностью. А зрителю оставляет возможность наблюдать и думать, смеяться и сопереживать. Его герои близки его зрителю, это его друзья, соседи и знакомые: в традициях неореализма достоверно показывать атмосферу жизни простого человека.

В этой картине Феллини переходит от выражения своих эмоций к анализу проблемы выбора между привычным миром и вызовом судьбе. Однозначного ответа на вопрос, какое решение правильное, режиссер не находит, поэтому и финал картины остается открытым: Моральдо садится в поезд. "Уезжать – это значит взрослеть", - говорит режиссер.

"Дорога" (1954 год) – один из самых известных фильмов Федерико Феллини. Картина собрала более 50 наград, среди которых приз Венецианского кинофестиваля, "Оскар", премия Нью-йоркских кинокритиков, две премии Silver Ribbon итальянского Синдиката журналистов, премия Bodil Европейской киноакадемии, получил также две номинации BAFTA.

Это забавная, но грустная история трех совершенно не похожих людей, волею судеб оказавшихся вместе: невинная и трогательная деревенская девушка Джельсомина, грубый и властный силач Дзампано и веселый и задиристый канатоходец Матто. Это фильм о жестокости и сострадании, о пути к себе и об обретении веры.

Он стал настоящим прорывом для режиссера - картине сопутствовал всемирный успех, хотя в Италии некоторые критики остались недовольны поворотом Феллини в сторону универсализма. Съемки картины дались ему очень тяжело. Много лет спустя ФеФе назовет этот период "Чернобылем души". Справиться с перенапряжением помогла его муза и любимая – великая Джульетта Мазина.

"Ночи Кабирии" (1957 год). Кабирия – проститутка, которая появилась на экране еще в "Белом шейхе". Она вульгарна, остра на язык, драчлива и при этом по-детски наивна и добра. Весь фильм зритель следует за Кабирией, ищущей Большую Любовь.

Но мир жесток, и люди пытаются лишь использовать героиню в своих интересах. Очередной мужчина отнимает у влюбленной Кабирии все деньги и пытается убить ее, но она не озлобляется, а лишь улыбается прохожим. И улыбка эта - сквозь слезы - как олицетворение свободной души женщины, того, что жизнь продолжается вопреки всему. "Ночи Кабирии" – это кино о бескорыстной любви и вере, подлинной и всепрощающей.

Феллини удостоился множества премий и наград за работу - за режиссуру, а Джульетта Мазина, исполнившая главную роль, - за актерскую работу. Многие годы фильм входит в "250 лучших фильмов по версии IMDb".

"Сатирикон" ("Сатирикон Феллини") (1969 год) – десятая картина великого Мастера, снятая по мотивам романа Гая Петрония. Фильм сразу стал одним из самых спорных и недооцененных картин Феллини. Это неудивительно: "сюрреалистическая драма", как охарактеризовали этот жанр кинокритики, рисует атмосферу Римской империи в период ее заката. Главный герой – молодой и красивый Энколпий ищет своего любовника Гитона, сбежавшего с их общим другом - развратником Аскилтом. Пройдя через испытания Энклопий и Аскилт становятся друзьями, но внезапно последний умирает. Энколпий уплывает на корабле.

Фильм насыщен сценами насилия, сексуальными намёками и буквально пропитан человеческими страстями. Режиссер будто специально скрупулезно и дотошно вырисовывает каждый вызывающий омерезение порок, доводит до абсурда все черты римского общества. Но наркотики, секс и стремление к "полной свободе" – это ли не черты, присущие современному миру? Именно так Феллини решил выразить свой страх за судьбу нашей цивилизации и культуры, именно так он пытался вылечить общество от пошлости и морального упадка.

До сих пор фильм вызывает неоднозначные оценки зрителей и кинокритиков.

"Казанова" ("Казанова Феллини") (1976 год) – вольная интерпретация автобиографии Джакомо Казановы "История моей жизни". Жизнь самого известного ловеласа мира предстает сквозь призму бесконечной череды случайных связей, бурных романов, соблазнённых женщин. Одновременно все это становится настоящей трагедией героя, который мечтал прославиться своими научными открытиями и литературными талантами. Всю жизнь он ищет женский идеал и находит его в бездушной кукле, которая и становится последней настоящей любовью одинокого никем непонятого старика, в которого превратился когда-то желанный и обласканный женщинами Казанова. Вопрос недопонятости — главная проблема, которую поднимает Феллини.

Фильм вызвал разочарование у критиков и зрителей. И сам Феллини признавался, что его герой вызывает скорее отвращение, чем сострадание, а мемуары всемирно известного ловеласа напоминают ему "телефонный справочник второй половины XVIII века" - он лишь придумал способ его экранизировать. Между тем, картина была отмечена двумя "Оскарами", премией David di Donatello и BAFTA.

Ирина Кравцова. TVC.RU

Источник: ТВ Центр
просмотров: 135

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.