Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

11:03, 22.08.2014

Режиссер Юрий Беленький: У Александра Демьяненко конкурентов не было

22 августа исполняется 15 лет со дня смерти народного артиста России Александра Демьяненко. «Москвичка» вспоминает сегодня актера с его коллегами-кинематографистами — актрисой Натальей Селезневой и режиссером Юрием Беленьким.

Шурик в комедиях Леонида Гайдая прославил артиста на всю страну, но образ интеллигентного студента заслонил другие роли. А их было более 100. Сегодня уже новое поколение зрителей смотрит по телевизору его лучшие ленты «Карьера Димы Горина», «Взрослые дети», «Государственный преступник», «Зеленый фургон», там Демьяненко сыграл главных героев. Непохожих. Современников и исторических персонажей. Играл комично судью в «Летучей мыши», продавца в волшебной лавке в сказке «Умные вещи» — всюду Демьяненко в один миг узнают по голосу: он неповторим.

ШУРИК БЫЛ СТУДЕНТОМ-ОТЛИЧНИКОМ, А САМ ДЕМЬЯНЕНКО — СТУДЕНТОМ-ПРОГУЛЬЩИКОМ

Александр Демьяненко в родном Свердловске учился на юриста, но решил поменять вуз: ехать в Москву и поступать на актерский факультет. Телеграфом сообщил родителям: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». Студентом был не лучшим: прогуливал. Но профессор Иосиф Раевский его любил и прощал легкомысленного ученика, в талант которого верил.

В Москве молодой артист задержался только на семь лет, снялся в эпизодах картин «Все начинается с дороги», «Сверстницы», сыграл главную роль в ленте «Взрослые дети» на «Мосфильме» и героя в «Карьере Димы Горина» на киностудии им. Горького, затем Алов и Наумов пригласили на роль Ивлева в военной драме «Мир входящему» (кстати, у этих режиссеров Демьяненко дебютировал в кино в 1958 году, снявшись в фильме «Ветер»), еще был «Бей, барабан!» и другие картины главной киностудии страны. Потом навсегда перебрался в Ленинград в 1961 году — поближе к «Ленфильму», где начал съемки в картине «Порожний рейс», затем в «Государственном преступнике» сыграл сотрудника госбезопасности и получил жилье.

Игорь Виноградов («Взрослые дети», 1961)

ШУРИК НАВСЕГДА

Леонид Иович долго искал артиста на роль Шурика… такого, каким сам был в молодости. Режиссеру подсказали, что в Ленинграде есть замечательный актер. Гайдай поехал в северную столицу, и вопрос с исполнителем главной роли был решен. Фильм вышел в 1965 году. Зрители полюбили Шурика, и сразу в стране стало модным быть студентом — интеллигентным, находчивым, неунывающим. Однако герой сыграл в судьбе актера двойственную роль. Александр Сергеевич стал знаменитостью, но отношения с театром зашли в тупик: ролей, о которых мечтают, не предлагали, оставалась антреприза. А в середине 1990-х, когда актер служил в петербургском Театре комедии им. Н. Акимова, новый руководитель Татьяна Казакова сказала: «Я вас не знаю как артиста театра. Я вас видела в кино…» Демьяненко ответил: «Все ясно, спасибо, значит, я уволен» и перешел в петербургский театр «Приют комедианта».

Рассказывает Юрий Беленький, режиссер сериала «Клубничка», где актер сыграл свою последнюю главную роль Валериана Макаровича:

— Однажды Александр Сергеевич был счастлив безмерно, когда на улице впервые, уже сериал пошел в эфире, на автозаправке какой-то мальчишка сказал: «Смотрите — Валериан Макарыч!» Он говорил: «Впервые в жизни за последние 30 лет меня на улице называли не Шуриком». Был рад, что ярлык с него слетел. Демьяненко был очень ранимый, и потому закрытый. После успеха Шурика, когда он стал культовой фигурой, много людей нашлось, которые хотели лезть в душу, поэтому он стал «надевать маску». Может, с этим вязано, что его очки всегда были с темными стеклами. Прятал глаза. Например, он прессу не любил. Потому что для него публичные мероприятия и знакомство с журналистами приносило негативные эмоции, поскольку все вопросы были одинаковые — все начиналось со слов: «Как вы относитесь к Шурику?» и «Часто ли вы ссорились с Гайдаем?»

ВТОРАЯ ЛЮБОВЬ

С первой женой Мариной Скляровой Демьяненко познакомился в драмкружке Дворца пионеров Свердловска. Они прожили двадцать лет, но однажды Александр Сергеевич пришел с работы, собрал чемодан и ушел к новой жене Людмиле, ассистенту режиссера дубляжа на «Ленфильме».

Никто из близких и родных не знал, что у Демьяненко болело сердце, проблемы с ним начались после разговора с Казаковой в театре. Актеру срочно нужна была операция. Но сначала пришлось сделать другую: произошло отслоение сетчатки, правый глаз перестал видеть. В Москве ему сделали первую в жизни операцию, ее Демьяненко перенес плохо. Самочувствие ухудшалось. Врачи поставили ошибочный диагноз — язва. Когда стало хуже, выяснилось, что Демьяненко перенес «на ногах» уже второй инфаркт. Операцию назначили на 1 сентября, ждали, когда все врачи вернутся из отпусков и станет прохладнее. Но он умер 22 августа от отека легкого, спровоцированного болезнью сердца. Ему было 62 года. Его хоронили в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище сотни людей. Людмила Акимовна пережила мужа только на шесть лет. Ее похоронили рядом.

Юрий Беленький:

— Важную вещь я заметил: Людмила Акимовна, его жена, была его душа, его ангел. Его муза. Более тесных, близких, более взаимопроникающих отношений я, наверное, в жизни даже и не видел. Они понимали друг друга с полувзгляда, полуслова. «Клубничка» снималась полтора года, он жил здесь в Москве месяцами, она приезжала сюда из Питера, или они меня приглашали к себе домой тогда и потом — могу сказать, что это была редчайшая гармония. Хочется такой пожелать всем супружеским парам.

СИБИРЯКИ – ОНИ ДРУГИЕ

Наталья Селезнева, народная артистка России, партнерша Александра Демьяненко по фильмам «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Иван Васильевич меняет профессию»:

— Запомнился Саша очень разным. Когда мы познакомились, дружбы тогда не могло быть, потому что ему было 27, а мне 19. Замкнутый, закрытый, «вещь в себе», ни для кого не открывался. Он был сибиряк, а они от москвичей отличаются. Но в душе, мне кажется, у него цвели незабудки. А потом, когда мы снимались в «Иван Васильевиче», у нас были более близкие отношения, мы могли перекинуться двумя-тремя фразами. И это уже было что-то для Саши. Кстати, мы еще снимались в хорошей картине «По улицам комод водили», но на фоне фильмов Гайдая она прошла незамеченной. А в дальнейшем, когда настало вот это страшное время 1990-х – такая абсолютная пустота, и «Мосфильм» превратился в фантастический фильм ужасов – не было слышно ни шагов, ни голосов, ни жизни, снималась только «Клубничка» – в сериале мы встретились уже как близкие, хорошо знакомые люди с биографией отношений, воспоминаниями. Я его «втащила» в сериал «Дом», где сама снималась – у него были проблемы с сердцем, очень плохо с глазами – отслоение сетчатки, уже реально помогала как родственнику, дяде или брату.

Он был ужасно благодарен за эту помощь, я ему нашла врачей в Ленинграде, которые занимались этими проблемами, и они ему помогли. Меня приглашали на концерты, творческие встречи, я стала просить организаторов: «А не пригласили бы вы нас вместе с Демьяненко?» Мне всегда говорили: «С удовольствием». Я начала вызывать Сашу, он стал зарабатывать, потому что в Петербурге озвучивания не было, фильмы не снимались, и для него эти поездки были очень важны. И он был мне безумно благодарен. Мы прошли разные этапы отношений. Единственное, за что я себя ругаю, что не села в поезд после спектакля и не поехала, хотя у меня был билет на руках, на его 60-летие. Я живу с ощущением вины. Я должна была это сделать.

АКТЕР ДОЛЖЕН ИГРАТЬ, А НЕ ЛЕЖАТЬ НА ДИВАНЕ

Юрий Беленький:

– Человек он был своеобразный и далеко не для всех приятный в общении. Для некоторых оно было испытанием. Но если человек был ему интересен, он раскрывался полностью. У нас, например, первые съемочные дни начинались с того, что он сворачивал сценарий в трубочку и направлялся ко мне, с ним каждый день, как с ружьем, со словами: «Как же это можно играть? Это чепуха! Здесь не смешно». – «А как надо?» – «Вот как». – «Замечательно. Так и сделаем». – «А что, можно? Вот так лучше. Давайте так».

Я молодой был режиссер и, выходя на площадку с очень именитыми людьми, в частности, с Александром Сергеевичем, их побаивался, хотя виду не подавал. Но через четыре съемки у нас наладилась полная гармония, потому что мы оба точно знали, что работаем на результат, а не на амбиции. И в этом смысле было единение. По-разному относились к «Клубничке», но Александр Сергеевич считал, что любой актер должен работать, а не лежать на диване. Несмотря на то, что его упрекали, что он играл в несерьезных фильмах – а их много после Перестройки выходило и не все высокого уровня, он шел, куда его звали, и старался там сделать максимум.

ВСЕГДА ЗНАЛ ТЕКСТ И СВОИХ ПАРТНЕРОВ

Мы подружились: вся съемочная группа – Крачковская, Польских, Белявский, Мишулин, Смирнитский, Никоненко, Грамматиков. У нас много было guest stars, которые по сюжету приходили. Долина играла саму себя с Булдаковым. Когда уже знали, что проект закрывают, не было денег, когда всем сказали: зарплаты не будет, но были оплачены павильон и техника, группа вся работала месяц в надежде, что что-нибудь изменится. И, конечно, Александр Сергеевич был один из столпов группы, вокруг которого все кристаллизовались. Мы снимали серию в день: по тем временам комедия на 26 минут – это было что-то героическое. Все говорили, что это невозможно, потом удивлялись и радовались итогу. Демьяненко был единственный, кто всегда приходил на площадку, полностью зная текст. Как свой, так и всех исполнителей. Актеры получали текст на завтра. Все реплики у него были разобраны, подчеркнуты, стояли вопросы, которые он задавал в процессе репетиции, вносил предложения. В одной из серий попросил: «Можно, я вот здесь скажу «Надо, Федя, надо?» Я был рад и горд, что он снимался в сериале. Демьяненко – актер высокого уровня и драматизма, кто видел его в театре – знают, что он был не только комедийный артист. У него немло сильных драматических ролей. Было много проб на роль Валериана Макаровича, например, пробовался Вячеслав Тихонов. Но у Александра Сергеевича конкурентов не было.

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ГОЛОС

Александр Демьяненко – один из лучших отечественных мастеров дубляжа: блестяще озвучивал литовского актера Донатаса Баниониса и таких звезд мирового кино, как Бельмондо, Омар Шариф, Роберт Де Ниро.

Главные роли Александра Демьяненко (1937–1999)

Андрей Поликанов («Государственный преступник», 1964)

Дмитрий Горин («Карьера Димы Горина», 1961)

Игорь Виноградов («Взрослые дети», 1961)

Александр Ивлев («Мир входящему», 1961)

Андрей Поликанов («Государственный преступник», 1964)

Шурик («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965)

Шурик («Кавказская пленница», или Новые приключения Шурика», 1967)

Инженер Тимофеев («Иван Васильевич меняет профессию», 1973)

Автор: Светлана Можаева
Ключевые слова: Москва
Источник: Москвичка
просмотров: 328

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.