Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:00, 21.07.2014

Чем пахнет живопись Рембрандта

Он рисовал освежеванные туши, портреты знати, и запрещал заказчикам близко подходить к холсту. Он был одним из самых богатых художников 17 века и умер в нищете

- К счастью россиян, несколько картин художника находятся и в нашей стране. Рембрандт в Эрмитаже — это история отца и сына. Все картины, которые представлены — "Блудный сын", "Авраам убивает Исаака", "Христос, снимаемый с креста", "Даная" (это тоже история отца и сына, ведь потом рождается сын который убил деда), - вот собралась такая коллекция, -  Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

Счастливое началоНадежды отца голландца Рембрандта Ван Рейна на юридическую карьеру сына были бесповоротно разрушены в его 18 лет. Именно тогда художник был уже на столько знаменит, что основал ...школу живописи. По тому, как он относился к обучению и своим ученикам, к тратам всех заработанных денег на предметы, которые потому будут являться фоном для картин или приносить вдохновение, было понятно, что самым главным в его жизни является ее величество Живопись.

В 26 лет художник пишет революционную работу - знаменитый групповой портрет «Урок анатомии». Он удивителен тем, что все фигуры, расположенные на картине, не статичные, а в движении - студенты будто вот-вот сделают шаг, продвигаясь за своим учителем. С живыми фигурами молодых людей контрастирует труп, который вскрывает учитель. Он изображен с документальной точностью. Эта точность, доставляющая буквально тактильные ощущения зрителю, художник повторит в картинах еще не раз.

Картина принесла Рембрандту славу, в 26 лет он стал знаменит. А в 28 случилось в его жизни чудо -пришла настоящая любовь. Он женился на Саскии ван Эйленбург. Жена стала любимой - и единственной, после матери, женской моделью знаменитого художника. В это время он выполнил такие работы, как «Саксия с цветком», «Автопортрет с Саксией на коленях» и «Саксия в костюме Флоры» (один из портретов находится в Эрмитаже).Но девушка, кажется, хорошо понимала, какая ответственность лежит на ней и тщательно выполняла все требования мужа — художника. Рембрандт же выполнял работу над ее портретами с особой тщательностью, часто в ущерб дорогим и срочным заказам над портретами знаменитых лиц Амстердама. Его современник итальянец Бальдинуччи писал про Рембрандта, что тот был "чудаком первого сорта, все презиравшем, кроме работы. Занятый ей, он не согласился бы принять самого первого монарха в мире, тому пришлось бы уйти".

Впрочем, заказы все равно сыпались на знаменитого художник, часто приходилось даже уговаривать художника взяться за новый. Но почему он так славился? Ответ довольно прост. Рембрандт был мастером психологического портрета, он так умело использовал светотень, что портретируемый выходил крайне реалистичным. Духовная жизнь человека стала доступной изображению средствами реалистического искусства.

Барочный периодС середины 30-х годов 17 века Рембрандт увлекается общеевропейским стилем барокко. Из него он берет в живопись бурное движение, контрастную светотень, соседство натуралистических и декоративных моментов, жестокость,чувственность. уникально то, что он использует эти элементы в библейских сюжетах окончательно рвет традиции. В 1634 году было написано висящее в Эрмитаже «Снятие с креста». Сюжет картины - евангельская легенда о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью телоХриста, завернули его в богатую плащаницу и похоронили.

В картине потрясающая Легенда рассказана Рембрандтом с живописной правдой. Поражают страдающие лица учеников и матери Христа. А одна деталь - неестественно вывернутая левая рука Христа, еще на снятая с креста, погружает зрителя картины в мучительное состояние понимания истинности происходящего. Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света, их интенсивность убывает согласно уменьшению значения сцены.

Большинство знаменитых голландских художников работали в те времена по приглашению испанских монархов, большинство - но не Рембрандт. Он не покидал родины, возможно понимая, что формирует художественный язык Голландии того времени. Не ездил Рембрандт и учиться у флорентийских мастеров, развивая свой неповторимый стиль.

Но самобытность и успешность художника заложили бомбу замедленного действия. Завистники, большинство из которых было художниками, настраивали против Ван Рейна заказчиков, и те переходили к другим мастерам. К тому же Рембрандт не рисовал то, что хотели заказчики: портрет статичный и увековеченный. Он пытался в каждом заказе, вкаждом натурщике пытался найти что-то необычное, неуловимое обыкновенным взглядом. Позирование порой занимало немало времени. Результаты портретов порой были непредсказуемы, художник мог мало уделить фигуре заказчика,притом основательно проработав фон и светотени. А заказчикам нужен был обыкновенный портрет. Это был формат того времени. Рембрандт же существовал и творил вне своей современности. Безоблачному существованию художника постепенно приходит конец.

Убитый быкВ 1643 году Рембрандт рисует внезапную для его творчества - "портрет" освежеванной мясной туши. Эта картина не натюрморт в чистом виде, хотя работница на заднем плане выглядит скорее символично. Внимание зрителя, который уже преодолел отвращение, сосредоточивается на мясной туше. Выполнена она с величайшим мастерством и натуралистичностью, как и "Уроки анатомии". В живописных кругах разразился скандал, ведь писать бытовые, очевидные вещи считалось моветоном.

50 и 60-е годы 17 века - самые тяжелые в жизни художника. В 1656 году, осаждаемый кредиторами, он был признан несостоятельным должником. Его коллекции, имущество и дом пошли с молотка. В 1663 году умирает Хендрикье Стоффелс, заменившая художнику жену, умершую до этого. Но чем плотнее сгущались над ним тучи, тем человечнее,мудрее и просветленнее становилось его искусство.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Эта картина так же висит в Эрмитаже. В этом полотне художник воплотил главную идею своего творчества - идею всепоглощающей любви к униженному и страждущему человеку. И именно здесь художник проявил всю технику, наработанную за жизнь. Так, например, художник предельно ограничивает себя в цвете! В картине доминируют золотисто-охристые, киноварно-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы.

В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным — он наносит краски па холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына)! Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий, проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое произведение.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не произносится — все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой...«Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера.

В 1669 году Рембрандт умер.

Автор: Юлия Морская
Источник: Москвичка
просмотров: 301

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.