Всю неделю в столице обсуждали судьбу театра "Школа современной пьесы". Его здание было сильно повреждено пожаром 3 ноября. Для труппы сейчас подыскивают резервную площадку, ну а сам дом на Неглинной ждёт длительная реставрация. Артисты во главе с Иосифом Райхельгаузом не единственные "театральные погорельцы" за последние полтора века. Пылали Большой и Малый, и Дом Актёра.
Всю неделю в столице обсуждали судьбу театра "Школа современной пьесы". Его здание было сильно повреждено пожаром 3 ноября. Для труппы сейчас подыскивают резервную площадку, ну а сам дом на Неглинной ждёт длительная реставрация. Артисты во главе с Иосифом Райхельгаузом не единственные "театральные погорельцы" за последние полтора века. Пылали Большой и Малый, и Дом Актёра.
Всю неделю в "Школе современной пьесы" практически круглосуточно спасали, разбирали, ремонтировали, сушили всё, что осталось от декораций, техники, костюмов. И старались не заходить на сцену и в зрительный зал. Не из-за того что опасно. Потому что - больно.
Здание "Школы современной пьесы" - один из самых легендарных московских особняков. Для многих связан с именем Люсьена Оливье - повара, ресторатора и автора знаменитого салата. Он открыл здесь ресторан "Эрмитаж", в котором кто только не бывал. Максим Горький отмечал премьеру пьесы "На дне", Чехов подписывал с Сувориным контракт на издание собрания сочинений, Достоевский произнес речь памяти Пушкина, а Чайковский праздновал свадьбу. Впрочем, огонь и раньше с этим домом не церемонился."Вот здесь голубой кусок потолка. Здесь на самом деле был огромный стеклянный купол, который задолго до нас сгорел. Поэтому как-то вот этот дом регулярно горит", - огорчается художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз.
Московские театры вообще горели часто, даже самые знаменитые. В 1853 году грандиозный пожар практически уничтожил Большой театр. Огонь вспыхнул возле сцены, на которой репетировали семьдесят детей из театральной школы. Их успели вывести. Погибли семеро рабочих. Спасли лишь одного. Да и то не пожарные, а впервые приехавший в Москву крестьянин Марин. "На сцене театра потом шла пьеса "Подвиг Марина". Вот таким образом отметили подвиг человека. А театр только через три года был восстановлен", - рассказала ведущий специалист центра противопожарной пропаганды ГУ МЧС России по Москве Галина Щербакова.
В 1914 году публика с трепетом наблюдала, как вспыхнул Малый театр - пламя едва не перекинулось на соседний универмаг "Мюр" и "Мерилиз". Потушили быстро, обошлось, к счастью, без жертв. С музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко вообще случай исключительный. Вроде бы, снаряд не попадает дважды в одну воронку. Однако там за короткий срок пережили сразу два серьезных пожара. Первый пожар катастрофой не стал. Старое здание и так собирались закрыть на реконструкцию, уже были и проект, и средства, построен новый корпус, куда планировали переезжать. Более трагично восприняли второй. Он случился в 2005 году, когда новый театральный комплекс был фактически готов. Тушили деликатно, однако еще год понадобился, чтобы открыть основную сцену. Сейчас в театре современная система пожаротушения, здание само способно бороться с огнем.
Подобные системы специально разрабатывались для театров. Все работает автоматически - сигнализация, стальной занавес, моментально разделяющий сцену и зал, подача воды. "В зрительном зале только на то место поступает вода, где температура достигла семидесяти двух градусов, только на этот участок, а там предположительно уже и огонь", - говорит Галина Щербакова.
В "Школе современной пьесы" такой системы пожаротушения не было: в старых зданиях её очень сложно разместить. "Этот дом, к большому сожалению, много-много лет не ремонтировался, много-много лет технически не поддерживался - так случилось. И, конечно, очень старые перекрытия", - сетует Иосиф Райхельгауз.
Причины, по которым горят театры, - разные. Все играет роль - и человеческий фактор, и проблемы с электричеством. "Надо относиться очень внимательно и чувствовать этот момент напряжения, когда здание уже не может просто подкрашиваться и нужно серьезно вмешиваться в его жизнь", - считает начальник отдела международных и общественных связей Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова.
Для того чтобы спасти жизнь дома на Неглинной нужен грамотный проект реставрации. Пятьдесят процентов лепнины, роспись стен, уникальные люстры и зеркала - сохранились. "Сейчас надо законсервировать здание, отключить его от коммуникаций. Просушить, провести экспертизу, потому что это памятник. Понять бюджет, сколько стоит отремонтировать театр. И начинать ремонтировать. Я думаю, что это не раньше 2015 года", - рассказал руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков.
Дом сгорел, но театр жив. И по-прежнему готов, как и планировали в юбилейный сезон, выпускать премьеры. Сейчас важно понять, где. "Все вместе перетащим - и декорации и костюмы, и все, что сохранилось, и погладим - мы привычные. А сыграть-то мы сыграем, конечно, в этом-то я не сомневаюсь. Только бы найти какую-то достойную площадку, все-таки у нас свой зритель и хороший зритель", - говорит народная артистка России Ирина Адферова.
Временный дом уже ищут, каждый день смотрят пустующие дворцы культуры, кинотеатры, и даже ангары. Многие столичные театры предложили свои сцены. Поддерживают и зрители, отказываясь забирать деньги за билеты. Пережившим пожар традиционно помогают всем миром. И не случайно в Москве все театры-погорельцы, как птица Феникс, возрождаются из пепла.
Юлия Богоманшина, Евгений Рыбин. "ТВ Центр".