Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:40, 19.04.2007

Страсти по Матфею

Духовная музыка епископа Илариона прозвучала в главных концертных залах Москвы и Рима
Событие почти небывалое: священнослужитель, архиерей, написал музыку для солистов, хора и симфонического оркестра - и не для пения на клиросе, а для исполнения в концертном зале. Недавний успех "Страстей по Матфею", созданных епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым), доказал: в истории искусства открылась новая страница. Может быть, впервые преодолен барьер, который на протяжении столетий отделял музыку светскую от церковной, рассчитанной на прихожан православных храмов.
Путь автора произведения необычен. Он получал образование на композиторском факультете Московской консерватории. В двадцать лет круто изменил жизнь, приняв монашество, в тридцать пять стал епископом и до сорока пребывал в уверенности, что с профессией композитора покончено. "Мне казалось, что эта страница моей жизни окончательно перевернута, - рассказал епископ Иларион "Московским новостям". - Оказалось иначе: минувшим летом на фестивале православной музыки хор Третьяковской галереи исполнил мое сочинение, написанное около двадцати лет назад - "Ныне силы небесные" для смешанного хора. И это послужило внешним толчком к тому процессу, который, вероятно, долго созревал внутри: неожиданно для себя я начал снова писать музыку. И в течение примерно десяти дней написал Божественную литургию, в самолетах и аэропортах. "Всенощную" - в более спокойной обстановке, во время летнего отпуска. А идея "Страстей по Матфею" ко мне пришла неожиданно: я ехал на машине из Вены в Будапешт, по своему обычному маршруту. И вдруг мне захотелось написать "Страсти по Матфею", причем основная идея созрела сразу - сделать попытку православного прочтения истории страстей Христовых, на основе православных богослужебных текстов, чтобы это произведение помогало современному слушателю соприкоснуться с историей страстей, преломленной через опыт православного человека - священнослужителя и композитора".
Премьера "Страстей" состоялась в Большом зале Московской консерватории, а спустя два дня - в главном концертном зале Рима. Телеверсия московского концерта была в Великую пятницу показана телеканалом "Культура", римский концерт транслировался в прямом эфире итальянским телевидением: его смогли увидеть миллионы зрителей в разных странах мира. Сочинение в исполнении хора Государственной Третьяковской галереи и Большого симфонического оркестра имени Чайковского, которым дирижировал Владимир Федосеев, с интересом приняли и в Москве, и в Риме.
"Страсти по Матфею" были представлены на суд общественности в конце Великого поста, перед началом Страстной седмицы. Время для исполнения произведения, посвященного страстям Христовым, выбрано не случайно. "Желаю всем вам, дорогие братья и сестры, искренне, с открытым сердцем прочувствовать страсти Христовы, слушая сегодня это произведение", - сказал прибывший на московскую премьеру патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В зале присутствовали также коллеги епископа Илариона по церковному служению и композиторскому цеху, в том числе декан композиторского факультета Московской консерватории профессор Александр Кобляков. "Мы вышли с концерта очищенными, - сказал он после концерта. - И музыка, и религия - одной природы. Обе эти сферы помогают человеку познать мир. И очень радостно, что владыка Иларион соединил это". Своими впечатлениями от концерта поделился Станислав Дьяченко, преподаватель Московской консерватории, дирижер Камерного оркестра консерватории: "После концерта остается удивительное ощущение погруженности в атмосферу евангельского чтения, остается ощущение какой-то сопричастности этим событиям".
Как рассказывает композитор: "Писал я практически без перерыва, в течение трех недель, - потерял сон, перестал отвечать на телефонные звонки и даже в три часа ночи, пытаясь уснуть, продолжал обдумывать темы. Приходили новые, я вставал и записывал их, а наутро начинал над ними работать. Такого вдохновения у меня не было никогда в жизни. Я планировал одноактное сочинение на сорок-пятьдесят минут. Но оно разрослось на полтора-два часа. Причем если в "Страстях" Баха преобладает лирический элемент и форму образуют арии и речитативы, то арий у меня всего две, а кроме них много музыки чисто хоровой и чисто оркестровой. Две основные краски - это хор и струнный оркестр, который я трактую тоже, как хор. Присутствуют элементы так называемой полистилистики: в самом названии задекларировано влияние Баха, есть также влияние русской церковной музыки, но отголоски стиля более поздних композиторов тоже есть - в частности, Шостаковича и Прокофьева".
Среди слушателей московского концерта была Янина Чайковская, вдова композитора Бориса Чайковского, которая призналась, что музыка епископа Илариона помогла ей "почувствовать Бога". Специально ради концерта прибыла в Москву из Англии - впервые в жизни - Замира Менухин-Бенталл, дочь великого скрипача Иегуди Менухина, возглавляющая музыкальную школу его имени. "Тот Голос, который вдохновил епископа Илариона написать его великие "Страсти по Матфею", через его музыку говорил со мной. В этой музыке есть сила, тонкость и красота", - сказала она по окончании концерта.
Не менее сильные впечатления оказала музыка епископа Илариона на ее исполнителей.
Художественный руководитель хора Третьяковской галереи Алексей Пузаков поведал, что, работая с хором и присутствуя на общих репетициях, он "ощущал постоянное состояние потрясения и одновременно тихой чистой радости". И это неудивительно, ведь "весь свой талант, все мастерство и духовный опыт автор принес к подножию Креста Христова". Дирижер считает "Страсти по Матфею" знаковым произведением современного искусства, которое знаменует "поворот от внешнего к внутреннему". "Все произведение проникнуто невыразимой красотой и пленяет с первых аккордов, не отпуская внимания. В некоторых номерах музыка раскрывается с поистине прокофьевским размахом в звучании взывающих из бездны контрабасов и свободных, взмывающих прямо к небу первых скрипок", - говорил дирижер, не скрывая своих эмоций.
"В ХХ веке, - размышляет композитор, - не осталось единого музыкального стиля, авангард завел композиторов в тупик. Произошло расслоение между музыкой для узкого круга профессионалов и музыкой популярной, эстрадной. Композиторам надо было находить путь к публике. Творческий путь Арво Пярта в этом смысле очень характерен: Пярт начал с авангарда, написал много сочинений в этой манере, а потом вдруг почти перестал писать. И из этого кризиса он вышел с новым стилем, который встречает очень широкий отклик: в России Пярта знают меньше, но на Западе он один из самых известных среди ныне живущих композиторов. Вот один из примеров того, как в послеавангардную эпоху современный композитор нашел путь к широкому слушателю. Такой музыки давно не было, а люди ее ждут".
На фото: Епископ Венский и Австрийский Иларион существенно расширил аудиторию духовной музыки
В СОДЕРЖАНИЕ последнего номера "МН"
Newsland
просмотров: 94

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.