Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:24, 03.10.2016

10 неизвестных: словенские художники – о распаде Югославии

В Музее современного искусства "Гараж" открылась выставка "NSK: от "Капитала" к капиталу"

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

30 сентября в Музее современного искусства "Гараж" открылась выставка подпольного словенского искусства "NSK: от "Капитала" к капиталу". Впервые в России можно увидеть работы художников направления Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство", сокр. NSK), предоставленные Музеем современного искусства Любляны. В экспозиции собраны арт-объекты и документация всех ключевых событий Югославии 1980–1992 годов: концертов, выставок, театральных постановок, перформансов, подпольных акции и публичных выступлений.

Проект "NSK: от "Капитала" к капиталу" представляет собой обзор югославского искусства 1980-х годов, то есть накануне распада страны. И объединение Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство", сокр. NSK) стало наиболее радикальным проявлением культурных и общественных настроений той эпохи. Куратор выставки в "Гараже" – Зденка Бадовинац, директор Музея современного искусства Любляны, откуда и приехала большая часть работ.

Экспозиция включает в себя три самостоятельных раздела: большой проект художественной группы IRWIN под названием "Капитал", аудио-визуальный раздел, посвященный словенской музыкальной группе Laibach и манифесты и документация деятельности театральной труппой "Театр сестер Сципиона Назики".

Чтобы разобраться в том, что означают все эти радикальные лозунги и оленьи головы, из которых состоит выставка в "Гараже", нужно понять особенности социальных и культурных настроений эпохи. "В начале 1990-х в Югославии шла война, которая поставила кураторов и художников перед вопросом, какую роль они играют в сложившейся ситуации", – рассказывает Зденка Бадовинац. В постсоветской России об искусстве этого периода практически не говорили – ни тогда, ни впоследствии. Одним из первых шагов в попытке осмыслить эту ситуацию через искусство стала конференция "Жить с геноцидом" 1996 года, посвященная войне в Боснии и геноциду мусульман. К ней привлекли главных фигур арт-сцены.

Общей проблемой, которой занималась группа NSK, была попытка использовать ретро-авангард, то есть возвращение к корням идеологии тоталитарного государства. Поэтому в работах группы IRWIN так сильно влияние супрематизма Казимира Малевича. Но по своей сути эти работы представляли собой постмодернистское высказывание: они обращались не только к ключевым формам авангарда, но и к поп-арту.

Художники группы IRWIN начали работать над проектом "Капитал" в тот момент, когда Социалистическая Федеративная Республика Югославии еще существовала. Работа была завершена уже после распада государства, и этот факт, безусловно, оказал огромное влияние на смысл и интерпретацию проекта. По словам куратора, NSK поставили под сомнение дуализм "социализм против капитализма", предложив альтернативную модель построения общества. Это сделало NSK глобальным культурным явлением, выходящим за рамки одной страны и одного десятилетия.

Ведущим художником группы IRWIN был Борис Гройс, один из главных российских кураторов современности. В статье "IRWIN: тотальнее, чем тоталитаризм" он рассуждает на тему того, что русский авангард не самостоятельная эпоха, а лишь определенная форма тоталитарного искусства, которое вновь обрело силу на волне югославских событий. Это подчеркивали и сами художники: опираясь на образы, которые имеют сильные политические и/или художественных трактовки, в том числе фашистского, советского, религиозного и супрематического толка, работы IRWIN имели травматический и провокационный эффект.

При этом, даже учитывая использование фашистских или советских символов, искусство IRWIN не предполагало прямого обращения к фашистской или советской идеологии. Через иронию художники пытались продемонстрировать, насколько кратковременна историческая память общества, учитывая, что менее чем через полвека после окончания Второй мировой войны государства вновь развязывают военные конфликты и переходят к тоталитарным формам правления.

Оленья голова, которая многократно изображается и используется в работах IRWIN, также становится политическим знаком: это старый символ словенских народов, символ Австро-Венгрии, которая управляла этим регионом до Первой мировой войны, и символ, принятый в XX веке коммунистической партией боссов (боснийцев, то есть югославов). В заключении этого, в борьбе за независимость Словении, дикая природа была вновь использована, на этот раз как символ объединения народа.

"Художники предложили мощнейшую критику не только социалистического режима, но и капитала, агрессивно вторгавшегося в тот момент в бывшую Югославию. Их критика была не только обращена на тоталитаризм (на конкретно социалистический тоталитаризм), но и на самый могущественный тоталитаризм нашего времени – всемирный капитал. А его сложнее распознать, он не окрашен в черное и белое и может быть весьма приятным и ярким. Вот он вторгся в наши так называемые внутренние пространства", – поясняет куратор выставки Зденка Бадовинац.

Группа Laibach стала еще одним участником объединения NSK. Эта индастриал-группа также использовала в своих выступлениях лозунги милитаризма и тоталитаризма в качестве провокации. Созданный в 1980 году, коллектив сразу начал сотрудничать с группой IRWIN и театральной труппой "Сестер Сципиона Назики". Первая выставка Laibach называлась "Красные районы" и была запрещен еще до открытия за "неправильное и безответственное" использование черных крестов Казимира Малевича, отсылающее к фашистской эстетике.

Первая выставка объединения прошла в Белграде год спустя. Этот проект и концерты группы привлекли внимание полиции из-за использования политических лозунгов и милитаристских выкриков музыкантов со сцены. кульминацией истории стало выступление группы на фестивале Novi Rock в Любляне, где фронтмен Томаж Хостник появился в военной форме. Этот шаг привел к беспорядкам в толпе, и кто-то бросил ему в лицо бутылку с водой, причинив музыканту тяжелую травму. Все это привело к тому, что после концерта в Загребе 11 декабря 1982 года Хостник покончил жизнь самоубийством.

Определенный социальный, культурный и политический контекст и предчувствие распада Югославии привели к тому, что в 1980-х годах творчество группы NSK стало наиболее ярким выражением общественных настроений. Их агрессивная позиция и не всегда считываемая ирония (а иногда и ее абсолютное отсутствие) превратились в своего рода знаки эпохи. Сегодня, кажется, эти вопросы уже не актуальны. Или все-таки актуальны?

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Источник: Москва 24
просмотров: 227

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.