В парадном зале Большого дворца Музея-заповедника «Царицыно» 17 сентября состоялся Екатерининский бал. Под струнную музыку его гости, разбившись на пары и пытаясь держать серьезное лицо, учились танцевать полонез, менуэт, кадриль, а также участвовали в салонных играх XVIII столетия.
Проделывать все это присутствующим дамам, одетым в бальные платья, и мужчинам, облаченным во фраки и смокинги, было не совсем сподручно. Однако все освоились довольно быстро, чему немало способствовали открывшие действо барышни с канделябрами на голове. Согласитесь, это разряжает обстановку.
Глубина резкости
1. Раньше движения вальса считали непристойными и даже унижающими достоинство женщины. Было и такое предостережение для танцующих: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности». Вальс приобрел свою популярность в Австрии в 80-х годах XVIII века, а в последующие годы стал модным в других странах.
2. Кадриль — французский танец, появившийся в конце XVIII века и ставший очень популярным в Европе и России. В нем допускались вольности и комбинация разнообразных фигур. Пары в кадрили образовывали каре. Тон задавала первая пара. Они перемещались по кругу. Кадриль постепенно завоевала хорошее общество.
3. Старинный народный грациозный французский танец — менуэт назван так вследствие мелких шажков на низких полупальцах. Первоначально придворный менуэт исполнялся одной парой. Движения танца были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. По негласному правилу отказ кавалера танцевать с пригласившей его дамой означал для мужчины окончание танцев на этот вечер.