Апрель 2024

17:43, 25.08.2016

Скелеты в шкафу: какие тайны хранят экспонаты Зоологического музея

В Зоологическом музее МГУ началась "Музейная линька"

Зоологический музей МГУ отмечает в этом году 225-летие со дня основания. И сейчас он словно обретает второе дыхание: вводится новая образовательная программа и специальные курсы для детей, совершенствуется навигация по многомилионной коллекции биологических видов. Она понятна каждому, даже тем, кто не знает, чем семейство бабочек-ураний отличается от семейства морфид, и как вышло, что все мы произошли от кистеперых рыб, которые давным-давно вымерли.

Мертвые одноклеточные – Сегодня мало кто понимает, в чем отличие Зоологического музея от, скажем, Палеонтологического или Дарвиновского, – начинает свой рассказ директор Зоологического музея МГУ, доктор биологических наук, орнитолог Михаил Владимирович Калякин. – Каждому посетителю должно быть понятно, что этот музей является частью Московского Государственного Университета, а значит, в его штате есть настоящие ученые, которые занимаются исследованиями многообразия биологических видов, или, если говорить проще, изучают животных. Но хотелось бы, чтобы в наш музей приходили не только специалисты, но и обычные посетители. Но пока нам не удалось достичь простоты общения без присутствия человека с указкой.

Практически единственные экспонаты, которые никогда не были живыми – одноклеточные: их невозможно показать по-другому. Мы принципиально не хотим выставлять пластиковые муляжи: если экспозиция превратится в набор игрушек – это будет совсем другой музей. – Музей занимает здание, построенное на рубеже XIX–XX веков для коллекции, собранной Кабинетом натуральной истории МГУ. Коллекция насчитывает около десяти миллионов экземпляров. Наш музей – это справочник по тому, как выглядят все животные на Земле,– продолжает Калякин.

Бегемот идет в обход Нижний зал музея посвящен всем животным, кроме птиц и млекопитающих: им выделен большой зал второго этажа. Третий зал – о сравнительной анатомии. При перезагрузке это разделение сохранится, потому что некоторые экспонаты просто не смогут переехать.

Например, чучело бегемота, по всей видимости, собиралось прямо в выставочном зале еще при предыдущих директорах, так как по своим габаритам оно не проходит в дверь. Пять тысяч с куста – Открыть новый вид – означает для биолога вписать себя историю, – продолжает директор экскурсию по музею. – Даже существует анекдот: вы нашли ни на что не похожую зверушку, пишете статью о том, что открыли новый вид, а потом оказывается, что на самом деле это просто особь другого пола. Тогда ученый пишет опровержение. И получается, вреда он науке не нанес, а в активе уже две публикации. И если в нашей полосе новый вид найти сложно, то в тропиках с одного дерева можно стрясти буквально до пяти тысяч новых видов. Энтомологи считают, что из полутора миллионов видов известных нам животных, миллион составляют насекомые.

С точки зрения марсиан, Земля – это планета насекомых. Хотя на самом деле мы живем на планете бактерий и микроорганизмов. Змеиная подлость Интересен момент и с нашей панической боязнью змей. Она записана в биологических инстинктах очень глубоко. Однако по-настоящему опасные змеи берегут свой яд, совершая ложные броски, и пользуются тем, что знают о своей способности внушать страх.

Гадюки из средней полосы России намного противнее. Они кусаются без предупреждения. А вот крокодилы по всем своим признакам ближе к птицам, чем к рептилиям: у них четырехкамерное сердце, как у млекопитающих, а не как у ящериц и змей, и твердое верхнее нёбо. Раньше во всех учебниках динозавр археоптерикс считался предком всех птиц, а сегодня установлено, что его ветвь эволюции ничем не кончилась. За последние 20 лет в Китае нашли несколько сотен видов из другой линии, которая и привела к птицам.

Ария про ламинарию Ламинария – редчайший экспонат. Мы вынуждены признать, что это макет. Это единственный вымерший вид кистеперых рыб, который символизирует переход позвоночных на сушу. Их плавники устроены так же, как у нас рука. Впервые ламинарий обнаружили в 1938 году и сегодня во всем мире их около 100. У нас в стране есть единственный настоящий скелет, который хранится в институте океанологии. А специально для нас был сделан слепок.

Три медвежьих черепа В музее есть уникальные чучела XIX века. Тогда в Москве существовала фирма Лоуренса, очень известного таксидермиста. Он, к примеру, выполнил чучело атакующей дрофы, представленное в нашей экспозиции. Также есть чучела животных, которые уже вымерли.

Но должен сказать, что за последние 50 лет никто специально для изучение или представления в зоологических музеях краснокнижных зверей не убивал. – За последний год нам доставили три черепа белых медведей, погибших в естественной среде обитания. Это особый раздел Красной книги, за который сразу идет уголовная ответственность, даже если вы просто везете представителя вида, в него включенного, – поясняет директор музея. – И если не задумываться о том, что тебя окружает десять миллионов трупов животных, то надо признать, что Зоологический музей – одно из самых захватывающих мест, которое вы сможете посетить в Москве.

Источник: Москва 24