Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:00, 08.08.2016

10 неизвестных: монстры, лестницы, воронки и ключи Иеронима Босха

9 августа исполняется 500 лет со дня рождения величайшего художника Северного Возрождения

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

9 августа исполняется 500 лет со дня рождения величайшего художника Северного Возрождения Иеронима Босха, чьи фантастические герои до сих пор оставляют искусствоведам больше загадок, чем ответов.

О Босхе на сегодняшний день мы знаем не так много. Этот художник родился в городе Хертогенбос, который расположен в Северной Фландрии. Сегодня там открыт крупнейший центр по изучению творчества великого живописца с копиями всех его произведений, но даже здесь, на родине мастера, исследователи затрудняются дать однозначный ответ на вопрос – откуда на картинах XVI века могли появиться все эти монстры.

Судя по всему, Босх прославился еще при жизни, но величайшим мастером Северного Возрождения его стали считать не так давно. Конечно, большой вклад в эту популярность внесли художники XX века – футуристы, кубисты и сюрреалисты, для которых творчество Босха стало буквально источником вдохновения. Авангардисты считали Босха если не своим предтечей, то единомышленником уж точно.

О происхождении Босха практически мы практически ничего не знаем. Скорее всего, его отец и дед были художниками и даже могли содержать собственную мастерскую, выполнявшую различные заказы на религиозные образы для церквей или частного использования.

Возможно, Босх учился именно у своего отца Антония ван Акена. Псевдоним Босх, произошедший от сокращенного названия города Хертогенбоса, впервые упоминается в документах 1480 года. Этот псведоним Иероним и перенял у отца.

Так как до Босха в живописи ни у одного другого художника подобные образы не встречаются, то скорее всего, Босх заимствовал эти идеи не в отцовской в мастерской. Нужно понимать, что набожное религиозное общество северных европейских стран считало образы, созданные Иеронимом Босхом "чертовщиной". Но на самом деле, в них был заложен куда более глубокий смысл, чем желание спровоцировать прихожан в церкви к конфликту на религиозной почве или заработать себе дурную славу.

Подтверждения тому мы находим во множестве свидетельств, оставленных современниками. Доминик Лампсоний в 1572 году писал, что "инфернальный" характер образов Босха стал результатов духовного прозрения: "С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны".

Искусствоведы уже несколько десятилетий исследуют произведения Босха, чтобы составить универсальный словарь образов и их трактовок. Так они пришли к выводу, что лестница может служить символом пути к познанию в алхимии или полового акта, перевернутая воронка является атрибутом мошенничества или ложной мудрости, а ключ оказывается прообразом познания или полового органа. Но это не значит, что образы Босха действительно универсальны.

Скорее всего, помимо религиозных источников и религиозной философии, Босх черпал вдохновение из нидерландского фольклора, преданий и пословиц.

Стиль Иеронима Босха уникален и не имеет аналогий ни в нидерландской, ни в какой либо другой современной художнику живописной традиции. По всей видимости, у него не было учеников и последователей, и вокруг его творчества не сложилось какой-то стилистической школы. Все это, безусловно, усложняет интерпретацию: будь у художника хоть один ученик, его творчество при сопоставлении с картинами Босха, могло бы пролить свет на значения загадочных символов.

Наверное, искусствоведы, медиевисты и философы, никогда не разгадают всех загадок, оставленных Босхом, но, по крайней мере, мы должны быть благодарны им за то, что во многих музеях мира шедевры, вышедшие из-под кисти этого художника, бережно охраняются и доступны самой широкой аудитории.

Источник: Москва 24
просмотров: 229

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.