Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:51, 16.05.2016

10 неизвестных: миниатюры Великих Моголов в Музее Востока

Музей Востока представляет одну из своих ценнейших коллекций – иллюстрации к легендарной книге "Бабур-наме"

По понедельникам большинство московских музеев не работает. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

14 мая в Государственном музее Востока открылась выставка "Бабур-наме", где кураторы представили одну из ценнейших коллекций собрания – иллюстрации к историческим мемуарам основателя Империи Великих Моголов Захира ад-дина Мухаммеда Бабура (1483-1530). Величайший памятник мировой культуры мирового значения можно будет увидеть в Москве до 29 мая.

Уникальная книга воспоминаний Захира ад-дина Мухаммеда Бабура (1483-1530), основателя Империи Великих Моголов, потомка Тамерлана была написана в начале XVI века. Практически все, что мы знаем сегодня об истории Великих Моголов, их этнологии, географии, берет свои корни из этого сочинения. Дополненные огромным количеством иллюстраций и поэзией на фарси, основные части текста были написаны на чагатайском языке, или "тюрки".

Книга была переведена на персидский уже в 1589 году, но европейцы познакомились с ней только в начале XIX века, после Наполеоновских войн: в 1826 году Джон Лейден и Уильям Эрскин опубликовали первый перевод на английский язык. В начале XX века в Россию попали несколько миниатюр к "Бабур-наме", созданных иранскими художниками, работавшими в Индии. В 1906 году эти иллюстрации приобрел меценат Алексей Морозов у персидских купцов на ярмарке в Нижнем Новгороде. И только в середине XX века востоковед Михаил Салье перевел текст "Бабур-наме" на русский.

Считается, что в общей сложности в музеях и частных коллекциях находится около 500 иллюстраций. Британский музей хранит 96 миниатюр, Национальный музей в Дели – 144, Музей Виктории и Альберта в Лондоне – 12 отдельных листов с миниатюрами, а Музей искусств в Балтиморе – еще 39. Государственный музей Востока представил на выставке 69 миниатюр на 57 листах, где изображены бытовые и жанровые сцены – придворные пиры, охота, военные действия, а также флора и фауна Индии.

Изображая сюжеты из индийской жизни, художник документально фиксировал типичные особенности архитектуры, детали одежды, вооружения, внешнего облика людей, а также конкретные исторические события или истории повседневной жизни. Например, на этой миниатюре запечатлены садовые работы, за которыми Бабур наблюдает лично. В этом событии нет особой исторической значимости, и художник изображает его как обычную жанровую сцену.

В книге нашли отражение истории бесчисленных войн, побед и поражений, которые вел Бабур. Его мечтой было воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде. Уже в 12 лет оказавшись на троне, в 1497 году Бабур смог захватить Самарканд, однако правил он им менее четырех месяцев: в борьбе за власть он столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет, и проиграл ему. Изгнанный ханом в Афганистан, Бабур основал новое государство со столицей в Кабуле.

К моменту создания книги Бабур был едва ли не самым могущественным монархом Азии и одним из образованнейших людей своего времени. Император создал свою автобиографию, писал стихи, которые считаются классическим образом тюркской поэзии, вел переписку с философом Алишером Навои и следил за всем, что происходило в Европе. В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу. Но посол добрался до Москвы только в 1533 году.

Среди сюжетных иллюстраций в "Бабур-наме" встречаются роскошные декоративные вставки с цветами, птицами и животными. Для отделки миниатюр широко использовалось золото и серебро: индийские умельцы применяли для живописи золото трех разных оттенков. Рецепты изготовления красок художники переняли у персов: они изготавливались из растений, минералов, а также животных органов или экскрементов.

В миниатюрах видно стремление правдиво и непосредственно показать естественное движение, но при этом композиции носят очень плоскостной характер. Интересно, что над одной миниатюрой могли работать сразу несколько различных мастеров, из которых один, например, разрабатывал специально рисунок, другой решал колорит, третий участвовал исключительно в качестве портретиста. В некоторых случаях разность манеры остается практически незаметной, а в некоторых руку разных художников можно определить достаточно точно.

В начале мемуаров Бабур предстает как скромный, одинокий, простой в быту человек, и допускает изображения себя в самом дурном свете. Он не скрывает истории и факты своих военных поражений, описывает свои первые шаги и неудачи. С 1508 по 1519 год рассказ обрывается, возобновляясь уже в тот момент, когда Бабур прочно утвердился в Афганистане и начал походы на северо-запад Индии. Третья часть записок охватывает период с 1525 по 1529 год, время, когда окончательно сформировалась империя Бабура, которой его потомки будут править на протяжении трех столетий.

"Он был не самым великим, но гораздо более человечным, чем все другие восточные завоеватели... и что бы ни думали о нем в других отношениях люди, мы не можем думать о нем иначе, как только относясь с глубокой симпатией к этому великодушному и общительному гиганту...", – написал о Бабуре британский исследователь В.Н. Морленд в своей книге "Аграрная система мусульманской Индии". И тем не менее Бабур был действительно великим политическим и культурным деятелем своей эпохи, благодаря которому сегодня мы имеем возможность прикоснуться к сокровищам азиатской культуры.

Источник: Москва 24
просмотров: 186

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.