Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:24, 08.02.2016

10 неизвестных: русский Ван Гог – Петр Кончаловский

В феврале исполняется 140 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти художника Петра Кончаловского

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

В феврале исполняется 140 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти художника Петра Кончаловского. Русский последователь французских импрессионистов, поклонник Поля Сезанна, Ван Гога и Гогена, Петр Кончаловский сумел вобрать в свою живописную манеру влияние всех крупнейших мастеров рубежа XIX-XX веков.

Петр Кончаловский родился 21 января в городе Славянск Харьковской области. Живописи он начал учиться в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище и в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), где познакомился с крупнейшими художниками эпохи, и, наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905). Хотя своим духовным отцом Петр Кончаловский всегда считал Сурикова, французская школа проявилась в его творчестве во всех своих стилистических особенностях. В 1910-е годы это привело к увлечению искусством примитива, в работах мастера появляется плоскостная композиция, предметы теряют объем и окрашиваются в яркие локальные цвета. Некоторые из них, в том числе и портрет художника Георгия Якулова, по всему композиционному строю и живописному решению напоминают ярмарочные фотографии начала ХХ века.

Во время путешествия по Испании Кончаловский сделал с натуры множество этюдов на тему корриды, набрасывая различные сцены то акварелью, то маслом. В таких беглых работах почти всегда присутствует трибуна со зрителями и арена. Тема быков часто встречается в творчестве Пабло Пикассо, и зачастую работы художников оказываются очень созвучными. Живописец отмечал, что ему хотелось сделать быка не таким, как его все видят, а похожим на примитив, на игрушку. Вместе с Кончаловским увлечения искусством примитива пережили многие художники творческого объединения "Бубновый валет".

На портрете изображена семья Кончаловских: сам художник, его жена Ольга Васильевна, дочь русского живописца В.И. Сурикова, и дети – Наташа и Миша. Портрет был написан во время пребывания Кончаловских в Италии, поэтому и получил название сиенский. Этим масштабным произведением Кончаловский подводит итоги своим поискам конца 1900-х – начала 1910-х годов. Помимо характерного интереса к примитиву, которым окрашено все творчество мастера данного периода, в сиенском портрете просматривается влияние фресковой живописи раннего итальянского Возрождения с типичной для этой эпохи композицией. Кроме того, здесь очевидно понимание роли цвета, близкое к фовизму, направлению во французской живописи конца XIX – начала XX века, для которого характерны яркие, кричащие, цвета.

Для натюрмортов Кончаловского важным было стремление освободить живопись от литературности, желание вернуть ей способность пользоваться только собственными средствами воздействия на зрителя – цветом и пластикой. Художника интересовало не единство предметов и пространства, не создание реалистичной композиций, а сами предметы, их материальная убедительность, форма и фактура. Перед зрителем предстает не вид накрытого для трапезы стола и не букет цветов на фоне окна, а изобильное, как на уличной вывеске, нагромождение однообразных продуктов – буханок, караваев и калачей.

В картине "Натурщица у печки" к натюрморту добавляется фигура обнаженной женщины. Живописная плоскость дробиться и осыпается, в чем проявляется влияние живописи Пабло Пикассо и кубизма в целом. Сложные цветовые переходы прерываются черными линиями и отдельными штрихами, дробящими форму на отдельные плоскости. При этом формы укрупняются, огрубляются, становятся более плотными и крепкими, физически осязаемыми. Цвет здесь передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей.

В работах 1920-х годов исчезает "бубнововалетский" схематизм формы и цвета, живопись Кончаловского обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов. При этом он начинает пробовать сложные импрессионистические живописные техники, создавая формы из отдельных мазков и цветовых пятен, не смешивая краски, а накладывая их на холст рядом друг с другом. Художник обращается к истории искусства, находя подходящие для своих работ композиции в творчестве Рубенса или Рембрандта ("Портрет с Саскией на коленях", 1635 год).

"В этом букете все живет, цветет и радуется", ‒ говорил Кончаловский о своей картине "Сирень в корзине". Признанный мастер натюрморта, он очень любил цветы. Среди его цветочных натюрмортов есть "Букет цветов в белой вазе" (1907), "Гладиолусы" (1912) и многие другие. Художник оставил огромное живописное наследие, которое насчитывает более 1500 работ. Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: "Не то", то участь холста была предрешена и он шел "под нож", или Петр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу.

Портрет был создан Кончаловским в период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера-реформатора. С целью показать конфликт личности с окружающей действительностью – в это время Мейерхольд был уже отстранен от работы – художник избирает сложное решение в построении композиции. Фон, которым является ковер с пестрым орнаментом, решен как декоративная орнаментальная плоскость, а фигура написана объемно и выдержана в монохромной тональной гамме. Столкновение плоскости и объема, контраст цветовых пятен, дробные формы орнамента и фигура модели – все это создает особое эмоциональное напряжение, раскрывающее содержание образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: "На тахте лежит человек. Казалось бы, отдыхает. К этому располагают и нарядный ковер, и мирный пес. Но его творческая мысль не прекращается ни на минуту, она так же напряжена и беспокойна, как узор ковра…".

Петр Кончаловский дружил со многими представителями интеллигенции своего времени. Многие писатели и художники часто бывали у него в гостях. Однажды в мастерскую Кончаловского пришел Владимир Маяковский в экстравагантной желтой блузе, с красно-оранжевой морковкой, торчавшей вместо платка из кармана. Но так как "бубнововалетчики" к тому времени уже разошлись в своих творческих поисках с "футуристами", Кончаловский сказал: "Футуристам здесь делать нечего", – и захлопнул дверь перед носом поэта.

Кончаловский старался сохранять нейтралитет по отношению к советской власти и отказался писать портрет Сталина, сославшись на то, что он реалист и не может делать портреты по фотографии. Хотя, конечно, это был знак протеста против расстрела Мейерхольда и опалы многих друзей художника. При этом, в 1942 году получил Сталинскую премию I степени "За многолетнюю творческую деятельность", и смог организовать несколько персональных выставок в 1940-х и 1950-х годах, а в 1947 году был избран действительным членом Академии художеств СССР. Петр Кончаловский скончался 2 февраля 1956 года и был похоронен на Новодеичьем кладбище в Москве.

Источник: Москва 24
просмотров: 236

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.