Они не могут преодолеть лед толщиной более метра, чтобы попасть в петербургский порт; ледовую проводку осуществляют 12 дизель-электрических ледоколов, но и их усилий не хватает; на помощь из Мурманска вышел атомный ледокол "Вайгач"
День напряженной работы выдался сегодня у береговых служб Санкт-Петербурга и экипажей нескольких судов. Ударившие в феврале морозы сковали Финский залив льдом. Он оказался настолько прочным, что на помощь пришлось вызывать ледоколы, работающие в Северном Ледовитом океане и у берегов Антарктиды. Репортаж Александра Чиженка.
Александр Чиженок, корреспондент:
- Экстремально тяжелая ледовая ситуация сложилась в эти дни в восточной части Финского залива. Десятки судов ожидают на внешнем рейде. Сами они не могут преодолеть льды толщиной более метра, чтобы попасть в петербургский порт. Ледовую проводку осуществляют 12 дизель-электрических ледоколов, но и их усилий иногда не хватает, чтобы обеспечить ритмичную работу порта, поэтому на помощь сейчас спешит атомный ледокол "Вайгач" из Мурманска.
На мониторах в диспетчерской региональной службы управления движением судов множество отметок, скопившихся вдоль красной линии канала, пробитого ледоколами. Большинство неподвижны - это корабли, которые ждут очереди на ледовую проводку.
Иван Готовчиц, начальник региональной Службы управления движением судов:
- Сравнить можно с плаванием в Арктике, наверно, где-то по Северному морскому пути. Потому что Финский залив на моей памяти замерзал до такой степени лет, наверно, 10 тому назад.
Не смог вовремя пробиться к причалу даже пассажирский паром "Принцесса Мария" - опоздание составило четверть суток.
Иван Готовчиц, начальник региональной Службы управления движением судов:
- Продвижение очень медленное, потому что каждое судно приходится ледоколу обкалывать по несколько раз, для того, что он мог пройти самостоятельно.
Это тактика. Стратегию определяет штаб ледовых операций. Диспетчеры видят результат и обеспечивают безопасность движения на море.
Андрей Токарский, начальник смены:
- Ледокол "Капитан Сорокин" работает с судном "Плавербанк", ледокол "Москва" танкер, груженый с нефтью, выводит из Приморска.
При этом каждый вспоминают свой опыт. Все, кто работает здесь, имеют многолетний капитанский стаж.
Владимир Гопкало, оператор:
- В хорошие добрые времена всегда была точка сбора для караванов. Подходили ледоколы и забирали суда и вели организованно. А сейчас методом "тыка" - кто доберется до туда, вмерзнет в лед, и получается, каждого индивидуально надо обкалывать, чтоб выковырять его.
Ледовый экстрим на подходе к Санкт-Петербургу может продлиться еще долго.
Андрей Токарский, начальник смены:
- Льды тяжелые. И я могу сказать по опыту, что в марте будет еще хуже. Весной начнутся ветра, начнутся подвижки льда, и канал по всему заливу эти поля будет гонять.
Тогда, кроме атомного ледокола из Арктики, в Петербург вернется и ледокол "Капитан Драницын", у которого закончилась вахта в Антарктиде.
Александр Чиженок, Марк Тюнев, Северо-Западное бюро "ТВ Центра". Санкт-Петербург.