Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

17:17, 06.10.2016

Путешествие во времени: музыка на магнитной ленте как ушедшая эпоха

Корреспондент m24.ru узнал, как музыка на магнитных лентах может подарить ощущения от вождения коллекционного автомобиля середины XX века

Лучшее – враг хорошего, а биться со своими врагами человек умеет, как никто другой. Мы всегда ищем для себя самое вкусное, самое красивое, самое надежное и самое качественное. Желание добиться идеального звука не стало исключением – в XX веке человечество изобрело два аналоговых аудионосителя, которые до сих пор пользуются колоссальной популярностью среди любителей музыки по всему миру.

Продолжая исследовать мир аналоговой музыки, корреспондент m24.ru вновь обратился к владельцу Hi-Fi салона "Гонг Стерео" Дмитрию Ершову и узнал, как звучит самый лучший аудиоформат в истории.

Немного отсебятины Честно говоря, после прослушивания оригинальных изданий любимых групп на виниловых пластинках, сложно было представить, что в плане качества что-либо еще может с этим сравниться, тем более – звучать еще лучше и живее. Оказалось, что может.

Не сказал бы, что к предложению послушать оригинальные магнитные ленты, записанные еще в прошлом веке, я отнесся с сарказмом, но доля недоверия все же была. "Ну хорошо, понятно, что аналог звучит гораздо круче цифры, но разве может аналог звучать круче аналога?", – этот вопрос сопровождал меня всю дорогу.

Тем не менее, оказалось, что аналог аналогу рознь, но вот почему так получается на практике, я узнал позже, когда изучил историю изобретения аналоговых аудионосителей. В этом как раз и заключается самая забавная черта того, что произошло на этот раз.

Я думаю, каждый, кто пытался удивить кого-то из своих знакомых звучанием новенькой аудиосистемы, согласится, что подобные мероприятия всегда проходят по одной и той же схеме: их основой является не наполняющая пространство музыка, а 125-я серия сериала "Ну да, круто, конечно, но, средние частоты как-то не так ложатся… Тебе бы платиновые провода поменять на бриллиантовые – тогда вообще будет ништяк".

Так вот на этот раз не случилось ничего подобного – это и стало самой большой неожиданностью. Наверное, впервые в жизни мне самому было интересно не раскладывать звук на составляющие его элементы, а просто сидеть и наслаждаться, не думая о том, как и почему он получается именно таким. И даже после того, как владелец магазина разоблачил свои фокусы, рассказав, как и зачем мигают те лампочки или работают вот эти головки звукоснимателей, ощущение магии никуда не пропало.

Но вернемся к сути, а именно – кому и когда в голову пришла идея напылять оксид железа на бумажную ленту, как профессиональные студийные машины попали на бытовой рынок и, главное, сколько все это чудо стоит и где раздобыть для него запчасти.

Выбор магнитофона – бытовой или студийный? Магнитная запись – единственный возможный первичный источник звука для тех звукозаписывающих студий, которые заботятся о его качестве. Именно поэтому оригинальные записи на магнитных лентах (их называют мастер-лентами – прим.ред.) являются самым качественным образцом звучания той или иной музыки.

Техника для воспроизведения таких лент делится на две категории – это бытовые и профессиональные катушечные магнитофоны, или "машины", как их называют профессионалы. При этом, если раньше профессиональные машины выпускались исключительно для студий звукозаписи, то сейчас, после того как большинство из них перешли на транзисторное и цифровое оборудование, старые профессиональные машины стали продаваться на общем рынке, так что теперь их можно купить и использовать у себя дома.

Конечно, все они будут в разном состоянии, от этого будет варьироваться и ценник. И, тем не менее, вопрос приведения любой из этих машин в хорошее состояние сводится исключительно к деньгам – несмотря на то, что многие из них выпускались в 60-х и 70-х годах прошлого века, запчасти для этих красавиц выпускают до сих пор.

В это сложно поверить, но профессиональный Studer A80 сейчас можно найти за 3,5–10 тысяч долларов (в зависимости от состояния) против 20 тысяч, которые за него отдавали студии в конце прошлого века. И это при том, что 1 доллар в 1980 году примерно равнялся четырем долларам в наши дни.

Если говорить о качественных характеристиках таких аппаратов, то они используют двухдорожечную запись (на одну сторону пленки во всю ее ширину) и работают на скорости 19, 38 или 76 сантиметров в секунду.

С другой стороны, если вы все же решитесь завести у себя хороший магнитофон, но габариты профессиональной техники вас смущают (что неудивительно – для того, чтобы передвинуть эту штуку с места на место, потребуется не одна пара рук – прим.ред.), присмотритесь к аппаратам Nagra. Они стоят порядка 3,5 тысяч долларов и работают на тех же лентах, что и студийные машины.

Бытовая или профессиональная лента – в чем отличие?

Большая разница есть и в магнитной ленте, которая используется на обычных и профессиональных машинах. Если говорить о бытовых проигрывателях, то каждый производитель ленты, будь то Sony, TDK, Maxell или кто-то еще, делали ее по-своему, и она не всегда совпадала по параметрам, так что использовать ее можно было не на каждом магнитофоне.

Что касается ленты для профессиональной техники, она односторонняя и более толстая, что разительно влияет на качество звука и ее сохранность (толщина профессиональной магнитной ленты составляет около 50 микрон против 25 у бытовой).

Кроме того, у профессиональной ленты есть определенные серии, благодаря которым ее параметры не зависят от производителя – этот стандарт всегда указан числом на коробке от ленты или на самой катушке.

Наконец, у профессиональной ленты есть еще одно преимущество – в отличие от бытовой, ее продолжают выпускать до сих пор.

Зарождение современных аудионосителей

В конце XIX века перед инженерами всего мира стояла довольно сложная задача, однако справились они с ней на "ура". Необходимость изобретения качественно нового аудионосителя привела к появлению двух технологий, которые впоследствии стали жить параллельно друг другу. Первая из них – это то, что сейчас мы называем "винилом", то есть запись очертаний звуковой волны на твердый носитель. Вторая же технология основана на наблюдении явления магнетизма и того, как некоторые материалы способны сохранять следы воздействия магнитного поля, иначе – намагничиваться.

Результатом его работы стала статья "Некоторые возможные формы фонографа", которую опубликовали в нью-йоркском журнале "Электрический мир" уже в следующем году.

Если вкратце, суть его идеи заключалась в том, что некий материал должен намагничиваться катушкой, состоящей из проволоки и шелковой нити, которая передает электрический ток от микрофона. Потенциально такой подход должен был сделать итоговую запись громче и качественнее, чем на грампластинке ввиду отсутствия механических шумов, а именно – скрежета иглы по поверхности пластинки.

Cам Смит не стал развивать ее в виду отсутствия свободного времени. Тем не менее, в свое время статья попала в нужные руки, и уже в 1898 году датский инженер Вальдемар Поульсен получил патент на свое изобретение – телеграфон.

"Магнитка", какой мы ее знаем сейчас Технологии магнитной записи, существующей в наши дни, стали активно развиваться в 1930-е годы в Германии.

Именно тогда сотрудничество двух промышленных гигантов – химического концерна BASF и производителя электроники AEG – вылилось в то, что в современной науке называется disruptive technology (прорывные технологии, примером которых может служить изобретение автомобиля – прим.ред.).

Ее также было удобно обрезать и склеивать. Тем не менее, к большому сожалению Пфлеймера, в 1936 году Национальный суд Германии не удовлетворил регистрацию его патента, поскольку такая технология создания ленты уже принадлежала датчанину Вальдемару Поульсену.

В 1932 году компания AEG начала производство прибора для магнитной записи под названием "Magnetophon-К1", пленку для которого как раз и производил BASF. Окончательное оформление всей этой истории в современный вид магнитофонной записи произошло в 1939 году, когда BASF представил публике новую пленку, состоявшую из подложки, клея и напыления порошка оксида железа. С тех пор еще никому не удалось побить качество магнитной аудиозаписи каким-либо другим форматом.

Доступность формата В принципе, существование формата в наши дни обусловлено как раз тем, что профессиональная магнитная пленка очень долго хранится и совсем не теряет в качестве. Благодаря этому в мире существует огромное количество студий, которые занимаются поиском оригинальных мастер-лент и по заказу делают с них качественные копии.

Так что, несмотря на то, что все мы живем в цифровую эпоху, аналог по-прежнему остается доступным, будь то винил или же магнитные ленты на катушках.

В заключение стоит сказать о том удовольствии, которое испытываешь от прослушивания таких записей. Конечно, нет смысла даже пытаться передать словами эту красоту, полноту и живость звука, придумывая к ней ничего не значащие эпитеты – это просто нужно один раз услышать. Тем не менее, можно остановиться на том эстетическом удовольствии, которое существует неразрывно с аналоговыми аудионосителями – это чувство сопричастности с той самой эпохой. Эпохой, которая закончилась вместе с изобретением цифровых форматов и носителей.

Музыка на магнитной ленте сродни поездке на коллекционном автомобиле середины XX века – современные экземпляры быстрее, надежнее, а в чем-то, может быть, и комфортнее.

Источник: Москва 24
просмотров: 302