В Красноярске названа дата открытия первых ресторанов быстрого питания McDonald’s, и на этот раз, кажется, все серьезно. Начало работы сразу трех точек в 2017 году пообещал бизнесмен Владимир Егоров.
После такого серьезного заявления мы решили узнать о McDonald’s побольше и отобразить самые интересные данные в инфографике.
Так, например, согласно официальным данным компании, в настоящее время в России уже работает 563 ресторана сети, первый из которых открылся в Москве в январе 1990 года. За время работы McDonald’s в России цены на его продукцию претерпели серьезные изменения. Если в 1990 году самый популярный бутерброд «Макдональдса» «Биг-Мак» стоил 3 рубля 75 копеек, то в 1998 — 12 тысяч рублей. Конечно, такие скачки связаны с финансовыми процессами, происходящими в государстве, но все же статистика оказывается весьма интересной.
А вот так называемый «Индекс «Биг-Мака» в России традиционно остается одним из самых низких в мире.
Что же это за индекс? В 1986 году британский журнал The Economist впервые провел исследование покупательской способности населения на основе того же самого популярного продукта сети McDonald’s — бутерброда «Биг-Мак». В основе лежит идея, что одинаковые товары в разных странах должны стоить одинаково, но если это не так, значит в стране переоценен или недооценен курс валюты. Именно бургер был выбран для расчетов по двум основным причинам. Во-первых, McDonald's широко представлен по всему миру (36 тысяч ресторанов в разных странах). Во-вторых, «Биг-Мак» состоит из достаточного количества продовольственных компонентов (мясо, сыр, хлеб, овощи), и по нему можно оценить стоимость основных продуктов питания.
Согласно последнему исследованию журнала The Economist (январь 2016 года), Россия по «Индексу «Биг-Мака» демонстрирует одно из худших положений в мире — на момент проведения бутерброд у нас стоил 1,53 доллара, или около 100 рублей, а в США — чуть менее 5 долларов. То есть в Америке на «пятерку» можно купить один бигмак, а в России — сразу три. Это значит, что рубль недооценен, и чтобы уравнять цены на бургеры, доллар должен стоить лишь 23,12 руб.
Страны с такой ситуацией исследователи именуют «дешевыми странами». Покупательская способность населения в них при этом ниже, чем в отсальных.
В заключение добавим, что на красноярском рынке присутствует четыре аналогичных крупных сети, торгующих фастфудом — Big Yorker, KFC и Burger King. Проанализировав стоимость трех самых популярных продуктов — гамбургера, картошки-фри и прохладительного газированного напитка (Coca-cola, Pepsi, Sprite и т. п.) в сравнении с их стоимостью в McDonald’s, мы выявили, что в целом уровень цен в этих сетях, хотя и отличается, но не настолько категорично, чтобы стать решающим критерием для выбора той или иной точки питания. Так что, по-видимому, принимать решение о том, какой фастфуд-ресторан посещать и посещать ли вообще, красноярские покупатели будут, основываясь на удобстве расположения и личных предпочтениях.
Над инфографикой работала Александра Каленская