Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

22:16, 20.04.2014

Самые близкие люди

Я люблю рассматривать старинные фотографии и показывать их моим друзьям. У меня в альбоме есть фотография 1917 года. На ней — мои самые близкие люди. В центре снимка — дедушка и бабушка Тимофей и Прасковья Окуловы. Они были уроженцами Минусинского района, умерли в годы войны, я их не помню. Моя мама Надежда Тимофеевна, 1909 года […]

Я люблю рассматривать старинные фотографии и показывать их моим друзьям. У меня в альбоме есть фотография 1917 года. На ней — мои самые близкие люди. В центре снимка — дедушка и бабушка Тимофей и Прасковья Окуловы. Они были уроженцами Минусинского района, умерли в годы войны, я их не помню. Моя мама Надежда Тимофеевна, 1909 года рождения, сидит на переднем плане — с корзинкой в руке. Остальные дочери — мои тёти. У них были интересные судьбы, они оказали на меня большое влияние.

Мама часто рассказывала о своём детстве и упоминала деревни Каптырево и Субботино Минусинского района. Может, кто-нибудь из жителей этих деревень вспомнит какие-то детали из жизни тех лет и напишет мне. Конечно, очевидцев уже нет в живых, но, возможно, помогут их потомки.

В большой семье Окуловых было 5 дочерей: Анна, Мария, Татьяна, Надежда и Вера. Веруська, как её звали в семье, была младшей. 17-летняя красавица Татьяна, которая изображена на снимке справа, умерла от тифа.

Самая старшая Анна — 1900 года рождения (в центре), стала учительницей начальных классов и долгое время работала в мужской школе № 46 г. Красноярска, родила и воспитала троих детей. Сейчас в живых из них осталась лишь одна — Татьяна, моя двоюродная сестра, она живет в Красноярске. Мы  обе теперь на пенсии.

Муж тёти Ани — Яков Близневский, работник судостроительного завода, хоккеист заводской команды, добровольно пошёл на войну в составе Сибирской дивизии и пропал без вести где-то под Смоленском. Его имя занесено на Доску воинской славы на Мемориале Победы и в краевом музее.

Мария, 1908 года рождения (стоит в белом фартуке слева) — самая счастливая из всех сестёр. Муж её, Фёдор Гусев, в 1934 году, как активный комсомолец, был отправлен из Минусинского района на учёбу в Москву, на рабфак. Поехал семейным человеком, уже родилась дочка Мирра. Они так и остались в Москве, Фёдор окончил там академию связи. Когда я впервые приехала в столицу в 1957 году, там с ними и познакомилась.

Фёдор Степанович прошёл большой и сложный жизненный путь, и всегда, даже на войне, судьба его хранила. В последние годы работал в Кремле, только после его смерти тётя мне рассказала, что он трудился инженером связи в бюро Туполева. А сама тётя до пенсии работала делопроизводителем в Верховном Совете, хотя у неё и не было высшего образования. Жили они в доме Совета Министров (там я бывала у них) на набережной Горького, а в последние годы — на 3-й Фрунзенской.

Я бывала у них и на подмосковной даче — в 30 минутах езды на электричке по Ярославской дороге. Похоронены оба на Ваганьковском кладбище, в колумбарии. Кстати, в разные годы я посещала и Новодевичье, и Ваганьковское кладбища. В последний раз, два года назад решила найти могилу Надежды Алилуевой. Нашла, а заодно обнаружила и могилу моей любимой артистки, нашей землячки – Марины Ладыниной. Рядом стоит памятник клоуну Юрию Никулину.

Попала я туда в апреле, почти сразу после похорон Б. Ельцина и Г. Растроповича. Могила Ельцина была вся в многочисленных шикарных венках, я насчитала их 90 штук. Могила Растроповича — более скромная.  Но это так, к слову.

Мама моя – замечательнейшая, бесподобная женщина, всю свою жизнь она прожила в Красноярске, была швеёй дамского платья. В войну и после войны работала в мастерской по пошиву одежды в организации “Норильстрой”. Получала раз в месяц продуктовый паёк — это были самые счастливые моменты моего детства. Мы с сестрой Светой всё спрашивали маму: “Когда пойдём получать паёк?” Там была разная вкуснятина: яичный порошок, сливочное масло, курага, сухофрукты. Как можно это забыть? Ведь в стране был настоящий голод.

Мой отец — простой рабочий цирка, ушёл на войну, был ранен на Курской дуге и стал инвалидом II группы. Всю жизнь он получал мизерную пенсию, но сумел построить небольшой домик на улице Сурикова, а, главное, воспитывал нас, двух дочерей, причём воспитателем был очень строгим и требовательным, за что мы ему благодарны.

Он интересовался политикой, всегда читал газету “Красноярский рабочий” и был в курсе всех событий. Имея всего 5 классов образования, следил за законами, ходил на приёмы к большим краевым начальникам, а меня научил писать грамотно разные заявления. Это так мне пригодилось в жизни!

Ну и, наконец, о Веруське, самой младшей из сестёр Окуловых. Она тоже была счастливой, особенно в личной жизни. Окончила, как и её муж, Красноярский лосотехнический институт, и до конца жизни они вместе работали в Новосибирске. Там теперь живёт их дочь Татьяна — моя духовная сестра, с которой мы очень дружны. Детей у неё нет, она одинока, воспитала племянника. Ушла на пенсию из организации “Ростелеком”. Прекрасная, уважаемая всеми, благородная женщина. Тётя Вера и дядя Серёжа дочь очень любили.

Вот такая история моей большой семьи. Все родные были порядочными, честными людьми и прожили интересную, достойную, богатую событиями жизнь.

пенсионерка, сейчас мне 76 лет.

просмотров: 324

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.