06:51, 09.02.2015

Томские ученые ведут уникальные исследования малярийных комаров

В России подобных исследований хромосом и генома комаров прежде не проводилось.

В конце прошлого года в журнале Science вышла статья, в числе авторов которой были исследователи из ТГУ – профессор Владимир Стегний, научные сотрудники Глеб Артемов и Мария Шарахова. В статье был приведен сравнительный анализ геномов 16 видов малярийных комаров. Задачей томских генетиков была «сборка» генома одного из европейских видов, который является разносчиком малярии.

Участие в международном проекте, одним из результатов которого стала статья в Science, стало логичным продолжением исследований, проводимых в лаборатории эволюционной цитогенетики ТГУ. Недавно лаборатория вошла в состав университетского центра превосходства «BioClimLand», объединившего исследователей биоты, климата и ландшафтов. В ближайшее время ожидается выход еще двух статей ученых лаборатории в крупных зарубежных изданиях.

"Обе статьи посвящены теме, которую в лаборатории развивают уже много лет, – исследованию пространственной организации хромосом у малярийных комаров. Мы разработали хромосомную карту одного из видов малярийного комаров. Она была использована в проекте по изучению эволюции малярийных комаров, результаты которого как раз и опубликованы в Science. Скоро в другом цитируемом издании выйдет статья, в которой описано как эту хромосомную карту можно использовать для сборки генома, - говорит Глеб Артемов старший научный сотрудник лаборатории эволюционной цитогенетики. – Интересно, что сегодня во всем мире среди генетиков идет как бы возврат к изучению хромосом. Эта тема ушла в тень, когда начали активно развиваться молекулярно-генетические исследования, секвенирование, изучение генома. Сейчас за рубежом эта «мода» проходит, и ученым уже очевидны ошибки, которые возникают при рутинном секвенировании (определении нуклеотидной последовательности генов). Эти ошибки могут быть скорректированы с помощью процедуры картирования генома на хромосомах. Фактически, чтобы правильно собирать геномы, надо использовать хромосомные карты тех видов, которые вы изучаете. Мы в лаборатории в наших исследованиях используем и хромосомные карты, и методы молекулярной генетики для создания адекватной картины эволюции".

Одно из важнейших направлений в лаборатории – исследования пространственной организации ядра клетки. В работе участвуют не только сотрудники, но и студенты биологического института. Эти исследования носят фундаментальный характер и являются поистине уникальными, так как томские цитогенетики изучают эволюционный аспект пространственной организации хромосом в ядре.

Результаты изучения эволюции видов не сиюминутны и не имеют явного прикладного характера. Однако, как показывает история развития науки, именно такие исследования часто становятся базой для дальнейших открытий, в том числе и в области прикладных разработок.

comments powered by HyperComments