Детский сад № 84 посещают почти 200 детей, около 40 из них – воспитанники с повышенными потребностями.
В учреждении получают образование дети с тяжелыми нарушениями речи, ДЦП, расстройством аутистического спектра. Это первое учреждение в городе, которое начало работать с воспитанниками с синдромом Дауна. Таких детей принято называть солнечными.
Как сообщают в управлении образования Красноярска, ещё несколько лет назад воспитанники с таким диагнозом считались необучаемыми и не имели возможности посещать детский сад. Первым шагом на пути к инклюзии стала «работа над собой». Весь коллектив прошел курсы повышения квалификации, была выстроена система внутреннего обучения, произошла смена целевых ориентиров. Перед коллективом стояла задача формирования «истиной инклюзивной культуры» - среды, в которой каждый ребенок сможет получить образование, раскрыть свой потенциал.
Сейчас дети с особыми образовательными потребностями могут посещать как отдельные занятия вместе с родителями, так и оставаться на несколько часов в группе кратковременного пребывания. За время работы с солнечными детьми воспитатели разработали специальные методики, игры, занятия.
В учреждении, например, появился игровой центр «Космос», в рамках которого с ребятишками проводятся индивидуальные коррекционные занятия, например, нейропсихологическая гимнастика – детей учат ощущать свое тело, правильно дышать.
«В настоящий момент более чем в 60 красноярских детских садах функционируют коррекционные группы, необходимую помощь получают почти 4 тысячи ребятишек, - говорит руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова. - Помимо традиционных коррекционных групп в учреждениях начинают внедряться принципы инклюзивного образования. В 39 детских садах инклюзивно обучаются 84 ребёнка. Инклюзия подразумевает включение в образовательный процесс всех детей. Получение детьми с особыми потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. Число инклюзивных дошкольных учреждений увеличивается. Так в прошлом году детские сады № 46 и 139 получили субсидии в размере 2 млн рублей на техническое переоснащение – в садиках оборудовали сенсорные комнаты, расширили дверные проёмы, переоборудовали туалеты, установили дополнительные поручни. В текущем году на получение средств из краевого бюджета претендуют ещё 7 учреждений».
Дошкольные учреждения посещают не все дети с особенностями развития, более 300 дошколят находятся на семейной форме образования. В текущем году на базе детских садов № 62 и 257 будут созданы консультационные пункты, обратиться за помощью к специалистам смогут родители детей дошкольного возраста. С ребятишками будут работать логопеды и дефектологи. Открытие центров намечено на осень 2017 года.