Международная шахматная федерация (ФИДЕ) во главе с её многолетним лидером Кирсаном Илюмжиновым за последнее десятилетие добилась значительных успехов в шахматном Всеобуче.
В различных странах и на континентах обучению детей шахматам уделяют большое внимание и используют для этого необходимые средства.
Например, в Турции действует целевая государственная программа шахматного обучения, в США успешно поддерживается это обучение в колледжах, и путем индивидуальных занятий.
Чем же обусловлена популярность шахмат как средства развития детей во всем мире?
Шахматная игра сложна и многогранна по своему содержанию, в значительной степени развивает логику и воображение детей.
Каждая из шахматных фигур ходит по-разному: по вертикалям и горизонталям на разные расстояния. Конь ходит своеобразной буквой «Г».
У каждой из сторон шахматного сражения по 8 фигур и 8 пешек и нужно научиться правильному взаимодействию всего этого войска (с учетом всех возможностей и ходов этих фигур) для достижения поставленной цели. Это обучение позволяет развить у ребенка навыки самостоятельного управления в различных жизненных ситуациях и взрослой трудовой деятельности.
Каждый ребенок хочет победить и прилагает для этого умственные усилия, принимает ответственные решения. Если решения принимаются правильно — шахматная партия выигрывается, если нет — партия проигрывается.
Таким образом, ребенок учится самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их правильность, получает навыки самодисциплины.
В течение шахматной партии нужно сделать не один ход, принять не одно правильное решение рассчитать «в уме» огромное количество шахматных позиций и оценить их выгодность. Это позволяет развить у детей такие качества как работоспособность, выносливость, концентрацию внимания, терпение, целеустремлённость.
Для того, чтобы научиться лучше играть в шахматы необходимо изучить много типовых позиций и идей, заложенных в них, как вначале игры (дебюты), её середине (миттельшпиль) и конце (эндшпиль). Изучение таких позиций и идей систематизирует и улучшает память детей.
Многие победы в шахматах обеспечиваются комбинациями — неожиданными, парадоксальными, красивыми цепочками ходов, ставящими соперника в проигрышное положение.
Изучение, а потом и самостоятельное нахождение таких комбинаций развивает у детей эстетическое чувство удовлетворения от проделанной умственной работы.
В шахматах победы чередуются с поражениями, и для того, чтобы меньше проигрывать ребенок должен научиться анализировать партии, объективно оценивать шахматные позиции, находить и исправлять ошибки.
Такая умственная работа ребенка позволит развить у него чувство объективности, психологическую устойчивость на неудачи.
В последние годы ФИДЕ организовало стройную разветвленную систему детских соревнований по категориям возраста от 8 до 20 лет.
Такая система позволяет развить у детей амбиции, стремление к карьерному росту, планирование собственной деятельности для достижения поставленных задач.
Как же обучать детей шахматам?
По, нашему мнению, наибольшую пользу для развития такое обучение принесет детям от 6 до 10 лет. В дальнейшем, в зависимости от способностей, дети совместно с педагогами и родителями определят целесообразность дальнейших занятий – там уже будет превалировать спортивная составляющая.
Обучение детей в школе и детском саду могут проводить как квалифицированные шахматисты, так и школьные учителя-рядовые любители шахмат.
В поиске методических материалов помощь окажут ресурсы Интернета: большая библиотека шахматных книг и учебников имеется на сайтах в интернете.
Для обучения в классе как минимум достаточно одна демонстрационная доска и десять комплектов шахматных фигур.
Дополнительный учебный материал дети и преподаватели могут найти на сайте «Шахматная планета». Там же дети могут бесплатно поиграть в шахматы с огромным количеством партнеров разной квалификации в проводимых турнирах.