Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

23:36, 22.07.2014

Ласточки гнездятся у добрых людей

Уникальный по своей архитектуре храм Трех Святителей был освящен в станице Уманской перед Великим постом в 1906 году. Построили его казаки, потомки запорожских казаков, переселенных в кубанские степи.

Впервые корреспонденту «КН» довелось побывать в храме, который носит имена сразу трех Святителей. Он поражает не только внешним величием или, к примеру, тем, что здесь «гнездится» единственная в своем роде газета «Степная ласточка». Главное — бесценная подвижническая деятельность настоятеля и его единомышленников по сохранению важнейших традиций нашего общества.
Было время, когда христиане не могли разобраться, кто из трех Святителей, трех величайших вселенских учителей — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — самый-самый. Из-за этого шли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоанитами. Споры прекратились, когда установили общий день празднования их памяти в конце января, а по новому стилю — 12 февраля.
Сегодня это престольный праздник храма станицы Ленинградской, двор которого встретил меня пышными розами, на которых радугой переливались на солнце капельки росы.
— Отец Михаил из села Красное Кущевского района подарил цветы, — говорит священник отец Игорь, поджидавший меня у ворот.
Храм действительно поражает своим величием. Крест на колокольне, кажется, упирается в небо, да и сам храм устремлен ввысь.
— Почти сорок метров высота, — узнаю от священника. — Строили станичники, как и тот, что был разрушен в 30-годы.
В центре храма — большая, во весь рост, икона трех самоотверженных проповедников чистоты и нравственности. Выясняю, что она — из старой церкви. Теперь уже не узнать, кто, рискуя жизнью, сохранил ее от поругания в богоборческие годы.
Подхожу к иконе Иверской Божией Матери, одной из самых почитаемых у православных «за великие милости». Она прославилась настоящим чудом.
— Надкололся краешек стекла на образе, — рассказала мне прихожанка храма. — Сняли стекло, а на нем отпечатался лик Богородицы.
Запечатленный образ — рядом с иконой, словно в назидание неверующим.
Подхожу к лавке в храме, чтобы купить свечи, а мне показывают на противоположную стену, где к ним свободный доступ. Выбирай любую. Можешь заплатить — заплати, нет — бери так. Вроде бы мелочь, но очень душевная, еще раз подтверждающая, что церковь — для всех.
Настоятель храма протоиерей Георгий Меденцев ознакомил меня с его историей.
— Уникальный по своей архитектуре храм Трех Святителей был освящен в станице Уманской перед Великим постом в 1906 году. Построили его казаки, потомки запорожских казаков, переселенных в кубанские степи. Каждая семья, имеющая лошадей, должна была отработать на стройке определенное количество дней. Для прочности кладки стен в раствор добавляли яичный белок. Красный кирпич отделали белым камнем, и стал храм похож на пасхальный разукрашенный кулич. Звонница с круглыми колоннами, узорчатые арки над окнами.

  Председатель комитета по постройке храма отставной генерал Стефан Венеровский. 

На всю округу звонили колокола. В 1936 году, когда колокола снимали, самый большой сорвался с троса и вошел в землю. А маленький колокольчик, говорят, попал в школу, созывал детей на урок.
Закрыли храм в 1933 году, и у священника Владимира Сперанского остановилось сердце. Храм, которому предстояло стоять не один век, прожил всего тридцать лет. Ровно через сто лет, 12 февраля 2006 года, был отслужен первый молебен в нынешнем храме…
В глубине двора — административный корпус. Захожу, и в глаза сразу бросается табличка на двери: «Духовно-просветительский центр «Златоуст». А встречает меня хозяйка и, как выяснилось, душа Центра Любовь Павлоградская. Она тут сразу в трех лицах — заведует библиотекой, руководит воскресной школой и «девчачьим» клубом «Степная ласточка». На столе — газета для девочек, девушек, мамочек и бабушек, педагогов с таким же необычным названием.
— Ласточка — одна из самых любимых птиц на Кубани, — говорит Любовь Даниловна. — Если она слепила гнездо под крышей — это добрая примета. По народному поверью, разорять его нельзя ни в коем случае — разрушителя неминуемо настигнет кара. Птица эта — символ чистоты и свободы, стремления к преодолению трудностей и утверждению домостроительства.
Любовь Даниловна — коренная казачка. Родословная ее еще из тех первых казаков-запорожцев, что поселились в Уманском курене, так называлась нынешняя станица Ленинградская. И фамилия у мамы была казачья — Запорожец. Истинная казачка, прожила она долгую жизнь, оставив на земле добрый след своей душевной чистотой и открытостью.
— Отщебетала наша ласточка, — тяжело вздохнул на поминальном обеде сосед, — вспоминает Любовь Даниловна. — Уходила из жизни трудно, порой не узнавала самых близких людей. А перед смертью позвала меня и не замутненным болезнью голосом дала наказ создать организацию женщин-казачек, «бо мужикам ни до чого дила нэмае, им абы водка була». Вот с него-то, материнского наказа этого, и началась работа нашего отделения (первого в крае. — Прим. ред.) общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание».
Слушаю свою собеседницу и думаю о том, как важно сейчас защитить основу нашего бытия — традиционную, подчеркиваю, именно традиционную семью, альтернативы которой еще никто не придумал. Однополые и гражданские браки, «шведские» семьи, наконец, просто отрицание семьи как таковой — не с этого ли начинается и уничтожение государства? В ножки бы поклониться таким, как Любовь Даниловна и ее единомышленница Татьяна Алексеевна Сыкалова, по-казачьи горячо защищающих православные традиции. И совсем не случайным был выбор места проведения большой межъепархиальной конференции «Церковь и государство в деле защиты семьи, материнства и детства». Созвана она была по благословению Преосвященнейшего Германа, епископа Ейского и Тимашевского на базе Ленинградского района и Уманского благочиния. Как и в старые времена, благочиние именуется Уманским.
— Наш настоятель, протоиерей Георгий Меденцев возглавляет епархиальную комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, — говорит Любовь Даниловна.
Что может сделать церковь для семьи? Оказывается, очень многое. Как и полагается, работает при храме Трех Святителей воскресная школа, причем не только для детей, но и для взрослых. Иерей Константин Мальцев руководит молодежным центром. Безусловно, это важно и нужно. Но не менее важно помочь оступившейся девушке, убедить не делать аборт молодую женщину, заступиться за семью, оказавшуюся в сложной ситуации.
— В семье Ольги и Сергея Корешковых сейчас одиннадцать родных детей. Когда случилась история, нашумевшая на всю станицу, было десять. Решили супруги купить новый дом, продав старый и добавив материнский капитал. По своей наивности и доверчивости они остались на улице без крыши над головой. Обратились к нам за помощью, надеясь только на чудо. Не сосчитать, сколько пришлось походить по кабинетам чиновников, пока не добились своего. Пришлось даже обращаться в Законодательное Собрание. Очень помог наш земляк Иван Михайлович Петренко. Слава Богу, сейчас Корешковы живут в новом доме, о котором мечтали, — рассказывает Любовь Даниловна.
Добрая половина воспитанников воскресной школы — из приемных семей. Подранки: жизнь едва началась, а уже с криминальным прошлым. Кто вытащил кошелек у школьной учительницы, кто вырвал из рук одноклассника понравившийся мобильник, кто не считает зазорным обидеть того, кто слабее его… Отчаявшиеся родители за головы берутся, и хорошо, что есть кому помочь.
Разговор затянулся надолго, и меня пригласили в трапезную пообедать. Петровский пост, и на столе постные нехитрые, но с любовью приготовленные блюда: борщ, плов, компот из алычи.
— Вчера беженцы из Украины обедали у нас, — рассказывает повар Нина Семеновна Переверзева. — Уставшие, замученные такие.
— Каждый вечер у нас в станице проходят заседания штаба по оказанию помощи беженцам, — говорит Любовь Даниловна. — Мы тоже принимаем в них участие, помогаем, чем можем. Наш батюшка отец Константин Мальцев приютил в своем доме семью беженцев.
…По дороге из храма, который, как и прежде, стал моральной крепостью для людей, я вспомнила еще об одной особенности ласточек. Птицы эти семейные, отец и мать, в отличие от других, по очереди высиживают и кормят птенцов. А селятся они, говорят, только у добрых людей.
Валентина БЕСПАЛАЯ,НАШ КОРР.
Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ», выпуск №119, 23-07-4014.

просмотров: 211

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.