В Краснодаре строители обнаружили массовое захоронение. Во время работ они случайно раскопали братскую могилу.
По словам историков и поисковиков, ни в одном топографическом документе города это захоронение не значится.
Котлован под фундамент здания буквально усыпан костями. Здесь тысячи фрагментов. Прохожие постоянно заглядывают во вскрытую могилу. Кто-то даже гвоздики принес.
После того, как были обнаружены человеческие останки, вместо строителей здесь начали работать поисковики. Они отправили фрагменты костей на медицинскую экспертизу. Она должна показать точный возраст останков. Однако примерная дата уже известна.
«Датировать, хоть и приблизительно, это захоронение помог фрагмент резиновой калоши. На подошве четко виды две цифры — римская IX и арабская 36. Так Ленинградский обувной завод обозначал дату производства своей продукции. Эти калоши сделаны в сентябре 1936 года. И если их нашли в этом захоронении, то раньше 36 года появиться оно не могло», — сообщает специальный корреспондент «Девятого канала» Александра Проскурина.
Кроме даты фрагменты обуви рассказали поисковикам и о тех, кто здесь похоронен.
«Резиновые сапоги, галоши и армейская обувь, то есть, разнообразие обуви говорит о том, что здесь захоронено не армейское подразделение, а, скорее всего, бывшие служивые люди и простые гражданские», — рассказывает руководитель поисковой организации «Набат» Алексей Стадник.
В конце 30-х годов на этом месте не было строений: это окраина города. Похоронить здесь, полагает историк Виктор Гаскевич, могли только так называемых неугодных или врагов народа. Как раз в 30-е годы на Кубани с новой силой начались репрессии.
«По разным оценкам, от 300 тысяч до миллиона примерно жертв репрессий было в Краснодарском крае. Мы — самый репрессированный район в России. Очень часто в краснодарской тюрьме расстреливали людей по ночам под шум трактора и бросали в Кубань», — говорит заместитель председателя Краснодарского краевого отделения общества «Мемориал» Виктор Гаскевич.
Были и братские могилы. Сколько точно человек стали жертвами политических репрессий в Краснодарском крае, неизвестно, где они похоронены — тоже. Нет карт, нет документов. Местный житель Виктор Никонец рассказывает: это захоронение вскрывается уже во второй раз.
«Я, когда был мальчишкой, лет 12, проводили по Красных Партизан водопровод, прорыли ров и обнаружили там скелет», — вспоминает Виктор Никонец.
Сейчас поисковики готовят отчет о находке. Его предоставят администрации города. Затем останки должны эксгумировать и перезахоронить. Только после этого на участок вернутся строители.