Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

00:00, 28.07.2016

Благотворительность в карман мошенников?

«Помимо привычных попрошаек, жалких и убогих, в последние годы улицы российских городов заполонили юноши и девушки в майках с названиями благотворительных фондов и с прозрачными коробами для сбора пожертвований. Еще недавно в Краснодаре подростки выскакивали даже на проезжую часть, выпрашивая помощь для очередного больного ребенка у автомобилистов. Сейчас это зло практически удалось обуздать - инспекторы ГИБДД штрафуют волонтеров за нарушение правил дорожного движения. Однако расхаживать по улицам «благотворителям» никто не мешает. А выяснить, куда идут собранные ими деньги, практически невозможно.»

Им очень нужны ваши деньги

В районе «ОZ-Молла» полиция задержала ребят, собиравших деньги на лечение гражданина Республики Беларусь, диагноз которому был поставлен на Украине. За сборщиками стоял не фонд, а ИП, зарегистрированный в Адыгее. Предприниматель объяснил, что на самом деле торгует браслетами, а попутно предлагает оказать помощь больному мальчику, однако на момент проверки браслеты находились в сумке, в 50 метрах от места сбора пожертвований.

На улице Красной и других оживленных магистралях Краснодара можно встретить ребят, представляющих разные фонды, самое главное - ни один из них не зарегистрирован в Краснодаре. Официальный представитель управления МВД РФ по Краснодару Артем Коноваленко, председатель Общественного совета городской полиции Евгений Лобачев и обозреватель «КИ» прошлись по городу в поисках  «коробейников». Около 11 утра в районе улицы Красноармейской была зафиксирована и снята на камеру сцена, как две девушки выдавали молодежи майки и ящики для пожертвований, попутно проводя инструктаж. Ребята разбрелись «на работу» в разные стороны.

В два часа дня на улице Северной на глаза попалась 14-летняя Оля, она уговаривала прохожих помочь пятилетней Яне, которая больна ДЦП. Мы попросили показать документы благотворительного фонда, который называется просто и незатейливо «Детство», чтобы понять, кому предлагается пожертвовать. Ксерокопий документов у Оли при себе целая папка. Здесь свидетельство о регистрации фонда как юридического лица, свидетельство о постановке его на учет в налоговой инспекции, кстати, организации нет и года, она создана в августе 2015 года.

Имеется заявление на имя директора благотворительного фонда от мамы ребенка, пятилетней Яны, которой вроде бы нужны деньги для реабилитации. Женщина предлагает использовать любые виды сбора средств - обращение к юридическим и физическим лицам, призывы в социальных сетях, волонтерскую помощь, а также разрешает публиковать фотографию своего ребенка и историю его болезни. Есть также заявление от имени мамы 14-летней девочки о разрешении дочери работать волонтером.

Главное, что смущает, - фонд зарегистрирован в Волгограде, деньги собираются тоже для маленькой жительницы города-героя на Волге.

- А что, в Краснодаре нет благотворительных фондов и больных детей? - спрашиваю у волонтера.

- Все детки равны, - отвечает Оля, которая сама родом из Хабаровска, а в Краснодаре имеет временную регистрацию. 

Оля искренне считает себя волонтером, делающим доброе дело. Наверное, девочка не знает, что волонтеры работают бесплатно, а она получает 18 процентов от собранных за день средств и, по сути, является попрошайкой, живущей за счет пожертвований граждан. Куда деваются остальные 82 процента собранных средств - неизвестно, потому что подсчитать, сколько собирают в один только день десятки молодых людей на улицах миллионного города, невозможно. Какую сумму получит на лечение Яна из Волгограда, если это вообще реальный ребенок?

В социальной аптеке на улице Красной у кассы стоит ящик для сбора пожертвований, в который собирают купюры для послеоперационной реабилитации шестилетней Лизы, у которой тоже ДЦП. У фонда длинное и мудреное название «Святителя Николая Чудотворца по оказанию помощи нуждающимся», организация зарегистрирована в Ростове-на-Дону, на ее сайте утверждается, что с начала года собрано около семи миллионов рублей. Ящики с наклеенными на них детскими фотографиями также можно увидеть в магазинах и фитнес-клубах. В помещениях вообще проще собирать пожертвования, и по улицам ходить не надо. А полиция не имеет права зайти и проверить, что за сбор идет и в чью пользу, иначе получится, что это внеплановая проверка, которая ущемляет права предпринимателей и тормозит развитие малого бизнеса. Проверку можно организовать только по жалобе гражданина. А на что жаловаться? Хочешь - плати, не хочешь - не плати. Доказать факт мошенничества практически невозможно, ведь какие-то деньги каким-то детям все-таки достаются, вопрос - сколько оседает в карманах благотворителей. Тех, которые раскиданы по городам и весям нашей необъятной страны.   

Вот что пишет корреспондент «Русской планеты» Евгения Юрьева:

«В Волгограде набирает обороты масштабная благотворительность. В каждом районе города на центральных улицах с раннего утра волонтеры и добровольцы в цветных футболках с логотипами благотворительных фондов занимают «пятачки», устанавливают столики и ящики для пожертвований, включают музыку и надувают шарики, которые в течение дня раздают прохожим. Работа кипит весь день: уходит одна смена, приходит другая. К вечеру ящик для пожертвований наполовину полон. Волгоградцы не скупятся и, проходя по своим делам, жертвуют суммы до тысячи рублей».

Далее автор рассказывает о том, что один из благотворительных фондов зарегистрирован в Красноярском крае, и география его деятельности очень обширная. Так, в Волгограде добровольцы от имени Фонда собирают средства для помощи умственно отсталым детям Зверевского детского дома-интерната, находящегося в Ростовской области. А десятки добровольцев ходят с ящиками для сбора средств на лечение юного краснодарца Саши Пронченко.  Другие волонтеры собирают кто на что: на срочное лечение, операцию, перевоз семьи с Украины…

Каждый сам решает, опускать ли купюры в бездонные благотворительные ящики или нет. Но если бы мы меньше бросали денег в неизвестность, больше помощи оказывалось бы конкретным людям, тогда наши дети не воспитывались бы в духе попрошайничества.

Как проявить милосердие
и не попасть в ловушку

Улица Красная. Выходной день. К нам подошел волонтер. С виду достаточно ухоженный молодой человек, в белой майке, в руках - коробка с фотографией улыбающегося малыша. Парень активно махал у нас перед глазами папкой с ксерокопией какого-то сертификата в первом же файле. С тем же усердием он призывал не проходить мимо и помочь несчастному больному ребенку.

Конечно, у двух сердобольных студенток от жалости уже чуть было не потянулись руки к кошельку, но что-то заставило тут же одернуть себя. А именно - ящик для сбора средств не был запломбирован, у молодого человека отсутствовал бейдж или хоть что-то, что позволило бы узнать его личность и причастность к фонду, и какая-то уж чересчур настойчивая манера поведения.

Возможно, деньги и вправду собирались для какого-то болеющего малыша, нуждающегося в помощи. Многие из нас попадают в такие ситуации: с одной стороны, есть желание помочь нуждающемуся, с другой - не хочется в итоге, чтобы на нашей жалости заработали мошенники. Как определить, где настоящая благотворительность, а где - игра на милосердии?

Именно на эти вопросы мы и постараемся ответить.

Приличные благотворительные организации не собирают деньги подобным образом. Чаще всего для этого существуют сайты, горячие линии, официальные счета в банках, и в дополнение идет огромное множество документов, подтверждающих легальность сего действа. Волонтеры настоящих организаций носят майки с логотипом фонда, прочно запломбированный прозрачный бокс и уйму документов на официальных бланках с печатью и росписью непосредственно самого руководителя. Но хитрые и достаточно умные мошенники сейчас способны составить и эти документы.

В таком случае достоверность работы организации можно проверить с помощью Интернета. Не поленитесь поискать официальный сайт фонда. Если его нет или на нем отсутствуют сведения о проходящих уличных акциях с адресами и сроками, отчеты о собранных средствах и нет никаких данных и контактов руководителей - это плохой знак.

Чтобы подробнее узнать о том, как отличить истинных волонтеров от ложных, мы решили побеседовать с экспертом.

Светлана Петропавловская, руководитель бюро Русфонда в Краснодарском крае, согласилась помочь нам понять все эти нюансы.

- Как отличить лжеволонтера от настоящего? И что у него нужно спросить, чтобы узнать правду? Какие он должен иметь при себе документы и какими сведениями располагать?

- Отличить настоящего волонтера от мошенника очень сложно. Сведения, которые должны быть у него на руках, регулируются каждой организацией индивидуально. К примеру, договор между этим самым добровольцем и благотворительным фондом, компенсируют ли они ему расходы или это просто бесплатная работа. Это все внутренняя регламентация, которая у самого волонтера может отсутствовать. Удостоверение, как вы сами понимаете, можно изготовить и на домашнем принтере. Поэтому вот так, на перекрестке, как часто у нас бывает в Краснодаре, разобраться практически нереально. Поэтому Русфонд не работает подобным способом. И вообще, очень многие крупные фонды отказались от подобного. Потому что разобраться, кто свой, кто чужой, здесь почти невозможно.

- То есть если мы видим такого волонтера на улице, то с наибольшей вероятностью это мошенник?

- На взгляд моего фонда, если вы видите человека на улице, который собирает деньги подобным методом - то, скорее всего, это лжеволонтер. Чаще всего, если заявлена некая публичная акция, она везде должна быть анонсирована. Люди должны быть готовы, что это будут ребята в каких-то фирменных маечках, с запечатанными боксами, с фирменными наклейками. Тогда это будет понятно и приемлемо. А когда фонд никому не известен, работают совсем молодые ребята, то, безусловно, я бы пропустила этот сбор денег. Я знаю ситуации, когда родители сами собирают деньги больным деткам. Они так же, как и фонды, договариваются с администрацией магазинов или других людных мест. Там тоже стоит бокс, который обязательно укрепляется и пломбируется. Потому что при изъятии денег должен составляться акт в присутствии нескольких человек. Поэтому, когда у молодого парня в руках незапечатанный бокс, нет никаких гарантий, что вы просто не подарили ему деньги на вечернюю прогулку. Ведь у нас в городе очень много добросердечных людей.

- И как вести себя человеку, желающему помочь?

- В начале перестройки был хороший фильм, в котором ребята так же ходили по электричкам и собирали деньги якобы несчастной девочке. Когда одна из героинь спросила: «Как мы можем так обманывать их?», второй герой ей ответил: «Ты думаешь, они помнят, как ты выглядишь? Они помнят, какие они хорошие, что вот так дали деньги и помогли». Так что тут уже вопрос внутреннего выбора. Вы хотите сейчас почувствовать себя хорошим человеком и вообще молодцом? Таких способов сейчас миллион: короткие номера, смс, электронные платежи есть у каждого фонда. Благотворительные организации делают максимально удобной возможность помочь тем, кто в этом нуждается. Если все же хочется поддаться сиюминутному порыву и отдать деньги, то лучше отдайте и забудьте. Не нужно думать, что кто-то выздоровел от этих денег или кому-то они помогли.

А еще такие волонтеры на улице часто нарушают ПДД. Вот мнение Сергея Шурко, старшего инспектора специализированной роты ДПС, ныне пенсионера МВД:

- Я считаю, что волонтерам вообще стоит запретить выходить на улицы. А особенно нужно убрать их с дороги - мешают ведь автомобильному движению. Неоднократно случались достаточно трагические ситуации, когда из-за чрезмерной настойчивости этих самых волонтеров на дороге страдали либо они сами, либо водители и их автомобили.

Так может пора перестать поощрять лжеволонтеров, играющих на самых светлых человеческих чувствах?

Лариса Королева

просмотров: 119

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.