Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

00:00, 21.05.2016

Жизнь и судьба Сергея Савенко

Жизнь и судьба Сергея Савенко

«В «Ночь музеев» и после, до 29 мая, в художественной галерее «Сантал» совершенно бесплатно в рамках выставочно-просветительского проекта «Память» - глобальной ретроспективы ушедших кубанских мастеров кисти - на выставке «Судьба поколений» можно увидеть работы тихоречанина, члена Союза художников РСФСР и международного союза ЮНЕСКО Сергея Савенко (1930-2010).»

Сергей Владимирович Савенко родился в семье железнодорожников на станции Сосыка-1 в Павловском районе, но в его роду были и запорожцы, и иконописцы, и оформители, и живописцы (один из родственников отца эмигрировал в Париж). В его судьбе было два города: Тихорецк, где он окончил школу и жил, и Краснодар, где были художественное училище, наш ныне не существующий комбинат и - с 1967 года - выставки всех уровней.

В личной и творческой судьбе Сергея Владимировича, кажется, отразились все вехи истории той большой страны, что давно уже нет. Мальчишкой пережив оккупацию, а после отслужив, он писал на холстах и резал линогравюры на военную тему: дышат пожаром «Фронтовые дороги» (1990), а огнем - «Наступление» (1973), и столько трогательной теплоты дома в станковом полотне «На побывку» (1980).

График Савенко запечатлел в своих листах подъем, кипение и созидательную силу 1970-1980-х: он режет и печатает колхозников в станицах во время «Посевной» и «Полевых работ» (1973), «Путину» (1978) - рыбаков и рабочих Новороссийска и одновременно невероятно лирических влюбленных у серебрящегося моря. Одна из граней таланта Савенко - дивные экслибрисы с портретами и животными, характеризующими владельца.

Лирик Савенко с первых послестуденческих лет и почти до конца своих дней пишет на холстах и картонах зимние и летние степи, старые домики и околицы осенних поселков, находя красоту даже в «Краснодарском Шанхае» (2009). Он пишет на холстах полнокровные  пионы в букетах и не устает любоваться близкими: «Дочь Галина» (1967),  «Алла - двоюродная сестра» (1967), «Жена Ольга» (1994) и «Ностальгия. Ольга» (1995).

В сломавшие уклад жизни и судьбы художников 1990-е Сергей Савенко, как и многие, пишет ню - «Цветы для Евы» (2000), тематические холсты - «Пушкин и Наталья Николаевна. Пред вечностью» (2004), иронизирует над когда-то такой беспроигрышной темой сельского труда - «Птичница. Полет» и «Колхозницы. Уборка урожая» (1997). И одновременно сам смотрит в вечность: «Осмеяние Христа», «На Голгофу» (1997).

Полсотни картонов, холстов, линогравюр и экслибрисов разных периодов для выставки «Судьба поколений» предоставили сестра Савенко Алла Николаевна Кононенко и его дочь Галина Сергеевна, часть гравюр дали для экспонирования библиотеки Тихорецка. Мечта семьи Сергея Владимировича (на выставке он, русский интеллигент, смотрит на нас с автопортрета (1991) - передать ядро его наследия, лучшие вещи, в музей.

Это для того, чтобы судьба работ одного из лучших пейзажистов своего поколения сложилась не так, как случилось с наследием крупнейшего пейзажиста ленинградской школы Николая Тимкова (1912-1993), что вырос в недалеком от родины Савенко поселке Нахичевани-на-Дону, учился у большого мастера Исаака Бродского и в диких 1990-х не продал ни одной картины, а ныне все его работы вывезены в США.

Анастасия Куропатченко

Дата: 21.05.2016

просмотров: 275

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.