«Почему после недавнего ремонта опять разрыли краснодарскую улицу Герцена? И кто должен ответить за халатное расходование бюджетных средств?»
Этот вопрос - о нерациональном использовании финансовых средств при проведении ремонта дорожного покрытия и строительстве самотечной канализации по улице Герцена - стал главным на заседании комитета по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В заседании, кроме депутатов комитета, участвовали краевой министр ТЭК и ЖКХ Александр Волошин, главный архитектор края Юрий Рысин, представители профильных департаментов города, ООО «Краснодар Водоканал» и подрядной организации. Провел заседание председатель комитета Николай Денисов.
Следует отметить, что ЗСК регулярно обращается к вопросам правомерности расходования средств, выделенных из краевого бюджета муниципалитетам на те или иные нужды. В случае же с улицей Герцена их расточительная трата была наглядной и очевидной: полгода ремонтировали улицу, наконец-то пыль улеглась, грохот прекратился, жители возрадовались - но спустя некоторое время вновь увидели перегороженную дорогу, развороченные бордюры и вытоптанные газоны. В этом убедились и депутаты комитета, выезжавшие на улицу Герцена.
Возникает вопрос: почему дорогу сначала отремонтировали, потратив на это многомиллионные бюджетные средства, а потом стали снова рыть, теперь уже строя под ней фекальный коллектор? Почему нельзя было сделать все наоборот? О чем думала местная власть, принимавшая эти решения?
В ходе «разбора полетов» выяснилось: в теперь уже далеком 1988 году при замене аварийного участка фекального коллектора не были соблюдены СНиПы, в результате чего диаметр трубы на этом участке сузился. Это приводило к подтоплению всего коллектора, особенно при ливнях. Ввод новой застройки, сбрасывающей стоки в главный фекальный коллектор, еще более обострял ситуацию. Вывод очевиден: надо заменить старую трубу новой, большего диаметра. Без прокладки нового коллектора дальнейшая нормальная работа фекальной канализации невозможна, необходимость его строительства была очевидна специалистам еще в 1988 году. По словам главного инженера ООО «Краснодар Водоканал» Андрея Потанина, с 2009 года были предприняты первые попытки проектирования участка коллектора: по улицам Власова, Герцена до Калинина. В 2011 году выбор трассы был утвержден, рассматривались различные способы реализации проекта, остановились на шахтном методе.
Аномальные ливни начала июня нынешнего года в очередной раз обострили проблему. Тянуть дальше было нельзя, «Краснодар Водоканал» начал работы - но оказалась, что оптимальный вариант прокладки коллектора совпал с участком недавно отремонтированной дороги. (Текущий ремонт дороги по улице Герцена проходил с июня по ноябрь 2014 года. Цена вопроса составила 71 млн рублей, в том числе из краевого бюджета было выделено 57,5 млн.)
- Почему город не увязал эти вопросы внутри своих департаментов? Выходит, что в администрации краевого центра правая рука не знает, что делает левая? Почему поставили телегу впереди лошади? - обратился к представителям муниципалитета Николай Денисов. - Каждый из вас решал свою проблему, при этом никто ход работ не координировал - вот и получили такой результат.
У городских чиновников своя логика: для ремонта дороги не требуется разработка проекта и соответствующее согласование - отсюда нестыковка.
Представитель подрядной организации Дмитрий Кудинов рассказал, что по графику срок строительства 17 месяцев, однако сегодня подрядная организация работает с ускорением, использует вдвое больше оборудования, чем планировалось, - сжимает срок до 6 месяцев, работы ведутся круглосуточно. Строят шахтным методом: прокладывают трубу как тоннель в метрополитене.
Заместитель председателя комитета Светлана Хобленко заметила, что к подрядчикам вопросов нет, спасибо им, что сокращают срок работы.
- Речь идет о том, что внутри мэрии, которая получает достаточные средства из консолидированного бюджета, нет согласованности, что и привело к такой ситуации. При наличии проекта, заключении экспертизы на строительство коллектора город тем не менее начал ремонтировать на улице Герцена дорогу. Чтобы такого впредь не допускать, я считаю, надо принять решение о возмещении муниципалитетом 57 млн. рублей, полученных из краевого бюджета, как использованных неэффективно. Пора думать по-государственному!
Юрий Рысин заметил, что улица Герцена после ремонта стала лучшей магистралью города: все было сделано по современным требованиям, и, как в насмешку, - именно ее разрыли! Выходит, что действительно одна рука не знает, что делает другая.
Он обратил внимание подрядчиков на необходимость соблюдения культуры строительства, в том числе на оформление паспорта объекта. В нем должна быть полная информация: кто заказчик, подрядчик, сроки начала и окончания работ. Главный архитектор края потребовал в дальнейшем согласовывать прокладку инженерных коммуникаций (будь это газ, вода или канализация) с дорожными работами.
- Я ездила по всем «шахтам» - и нельзя сказать, что, как вы утверждаете, там не тронута зеленая зона, - сказала Светлана Хобленко. - Очевидно, что вы создали неблагоприятные условия для живущих там людей. Поэтому вы должны вести постоянную работу с населением, информировать его, как будет проходить тот или другой вид работ, обозначать схемы объездов.
Член экспертно-консультативного совета комитета Михаил Золотарев высказал свою точку зрения: город вместе с водоканалом должны вернуться к договору о совместной деятельности, на все объекты должна составляться дорожная карта.
Министр ТЭК и ЖКХ края Александр Волошин порекомендовал представителям города в течение 10 дней подготовить постановление за подписью и. о. главы о взаимодействии структур городской администрации, в котором будет расписан весь регламент совместной работы, в том числе подведомственных дорожных служб. Он также предложил определить гарантийные сроки строительства и выполнения восстановительных работ после завершения строительства коллектора.
Контроль расходования бюджетных средств, выделяемых муниципалитетам, парламентарии станут продолжать и впредь.
Марина Аванесова